Введение

Трудно переоценить роль, которую играет в нашей жизни устная речь. Выступая в качестве наиболее употребительного способа общения, устное слово одновременно служит для нас носителем языка, важнейшим инструментом мышления.

Через всю историю сурдопедагогики красной нитью проходит стремление сформировать даже у полностью лишенного слуха ребенка «словесную речь не только в более доступном ему письменном или пальцевом виде, но непременно в виде устного слова» [26, стр. 149].

Устная речь широко используется в общественно-трудовой жизни, в быту. Сфера ее применения непрерывно расширяется благодаря развитию таких современных средств связи, как телефон, радио и телевидение, позволяющих передавать устную речь на большие расстояния. Именно поэтому «в многогранном воспитательном процессе, осуществляемом в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушением слуха особое внимание, помимо общего развития ребенка, коррекции недостатков, вызванных дефектом слуха, подготовки детей к школе, уделяется формированию у дошкольников устной речи, так как овладение речью является предпосылкой успешного развития детей в дальнейшем, наиболее полной интеграции их в общество слышащих» [17, стр. 4].

Проблеме формирования устной речи у глухих дошкольников посвящены многие работы сурдопедагогов: Е. И. Андреевой, Н. И. Беловой, Э. И. Леонгард, Е. Ф. Рау, Ф. Ф. Рау, Н. Д. Шматко. для всех исследований данных авторов «характерны поиски оптимальных условий обучения глухих детей и стремление повысить эффективность педагогического процесса по формированию их устной речи» [17, стр. 4].

Как известно, существует две стороны устной речи: импрессивная сторона, то есть восприятие речи, и экспрессивная сторона – произношение. Именно экспрессивной стороне речи – произношению – и будет посвящена данная работа, цель которой – изучить особенности произносительной стороны устной речи и дошкольников с нарушением слуха старшего возраста.

В соответствии с поставленной целью можно обозначить задачи исследования:

1. Изучить литературу по проблеме, которая позволит выяснить основные характеристики устной речи, закономерности формирования устной речи, выявить, как эта проблема разработана в сурдопедагогике.

2. Проанализировать членораздельность устной речи детей с нарушенным слухом на материале слов, а именно:

а) выявить сформированность умения произносить звуки русского языка;

б) выявить сформированность умения воспроизводить словесное ударение;

в) получить представление о развитии речевого дыхания, которое обеспечивает слитность произнесения слов и о состоянии голоса ребенка;

г) выявить сформированность умения воспроизводить слова в нормальном темпе.

3. Рассмотреть факторы, влияющие на членораздельность произношения.

Однако, ставя подобные задачи, необходимо учитывать возрастные особенности детей и программные требования, чтобы адекватно оценивать состояние их произношения.

Необходимо добавить, что проблема формирования произношения у старших дошкольников в специальной литературе почти не отражена. Однако, старшая и подготовительная группы являются последним этапом в процессе дошкольного обучения детей. С теми произносительными знаниями, умениями и навыками, полученными в ходе обучения, дети выйдут в школу. Чем прочнее сформированы навыки, тем успешнее будет дальнейшее обучение ребенка. Именно поэтому исследование произношения данной возрастной группы приобретает особую значимость и актуальность.