Программные требования по обучению произношению детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста.
Программа по обучению и воспитанию детей с нарушенным слухом (слабослышащих) предусматривает наличие требований к умениям и навыкам детей по всем разделам: РСВ и обучение произношению, труд, игра, формирование элементарных математических представлений и др., обогащающихся и усложняющихся в течение 5 лет обучения.
Так, если на первых годах обучения допускается неточное, приближенное воспроизведение слов и фраз, то на последующих годах весь знакомый речевой материал должен воспроизводиться точно или с использованием регламентированных замен. При этом произносительные навыки реализуются детьми на увеличивающемся год от года речевом материале. Речевой материал, на котором ведется обучение правильному произношению, отобран из разных разделов программы (развитие речи, формирование элементарных математических представлений и другие виды детской деятельности) [20, стр. 15].
Задачи, реализующиеся при обучении произношению детей старшего дошкольного возраста, являются следующие:
— продолжать уточнять фонетическую сторону речи (фонемы, словесное ударение и интонация);
— совершенствовать навыки произнесения слов;
— развивать фразовую речь детей в устной форме;
— активизировать самостоятельное устное общение.
К концу старшего дошкольного возраста дети должны уметь:
— произносить речевой материал слитно, с выраженным ударением, без призвуков, соблюдая нормы русской орфоэпии, в темпе, близком к естественному;
— употреблять в речи все гласные, согласные, дифтонги (восходящие: я, ё, е, ю;
нисходящие: ай, ой, ей, уй
) [20, стр. 100].
Таким образом, мы рассмотрели требования, изложенные в программе для обучения и воспитания детей с нарушенным слухом. Однако, здесь необходимо заметить, что вследствие индивидуальных особенностей каждого ребенка, а именно сохранности интеллекта, особенностей памяти, внимания, объема остаточного слуха, программные требования могут быть выполнены не до конца. Данное замечание тоже необходимо учитывать при проведении нашего исследования.
Итак, в заключении, можно сделать следующие выводы:
1. Формирование произношения у детей с нарушенным слухом имеет общие закономерности со слышащими детьми:
— физиологическую основу формирования речевых умений и навыков составляет формирование условно-рефлекторных связей в результате многократного повторения речевого действия;
— формирование произношения в своем становлении проходит ряд этапов от восприятия до самостоятельного произношения, где огромное значение имеет способность детей к подражанию и их потребность в общении.
2. Нарушение слуха у глухих и слабослышащих детей вызывает определенные трудности для овладения ими устной речью, и без специального обучения устная речь у глухих детей не формируется вообще, а у слабослышащих формируется неполноценно. Вследствие этого и была разработана методическая система по обучению произношению детей с нарушенным слухом.
3. Исходя из коммуникативной функции устной речи и функции развития мышления, первостепенными задачами в обучении детей с нарушенным слухом является формирование у них внятной и членораздельной устной речи. Однако, вследствие того, что внятная речь формируется у детей в более старшем возрасте, основной задачей нашего эксперимента является исследование членораздельности произношения.
Теперь, мы считаем необходимым перейти к описанию практической части данной работы.