Характеристика детей, участвующих в эксперименте.
В нашем исследовании принимало участие 10 человек – воспитанников четвертого года обучения детского сада № 8 и ясли-сада № 27 для детей с нарушением слуха.
На основе личных дел испытуемых, нами выявлены следующие причины нарушения слуха: наследственная тугоухость (30%) и приобретенная тугоухость (50%). У 20% испытуемых этиология нарушения слуха неизвестна. Можно предположить, что это различные болезнетворные факторы, которые могли повлиять на снижение слуха ребенка в пренатальном, натальном и постнатальном периодах.
Использование данных психоневролога позволяет установить, что из 10 испытуемых сниженный интеллект наблюдается в одном случае (Максим Х. – УО). В остальных случаях интеллект сохранен в пределах нормы. Также был один случай ЗПР (Алина З.).
При проведении эксперимента нами было выявлено, что дети с нарушенным слухом часто болеют.
Также необходимо отметить особенности состояния слуха детей, участвующих в эксперименте. Большинство детей имеют III-IV степень нейросенсорной тугоухости, так называемые “пограничные” дети. Три ребенка из 10 имеют II степень нейросенсорной тугоухости.
Необходимо сказать, что значимым в обучении детей дошкольного возраста является способность ребенка к подражанию. Эта способность физиологами (Сеченов И. М., Павлов И. П.), психологами (Выгодский Л. С., Леонтьев А.Н.), сурдопедагогами (Корсунская Б.Д., Рау Е. Ф.) считается одним из условий развития ребенка [17, стр. 50].
Нами было выявлено, что все дети, участвующие в эксперименте, умеют подражать предъявленному образцу, но внимание у них неустойчивое; дети легко и часто отвлекаются, что характерно для детей с нарушенным слухом дошкольного возраста.
Таким образом, была представлена характеристика детей, участвующих в исследовании, а теперь необходимо перейти к характеристике речевого материала, на основе которого проводился констатирующий эксперимент.