Характеристика речевого материала.

Исследование произношения, а именно, его членораздельности, детей с нарушенным слухом проводилось на материале слов. Мы считаем это наиболее целесообразным, так как на материале слов можно получить представление о сформированности у ребенка фонетической системы устной речи: качество произношения всех звуков русского языка, умения воспроизводить словесное ударение. Также можно получить представление о развитии речевого дыхания ребенка, то есть, слитно ли он произносит слова, и о состоянии голоса ребенка. Отсюда можно сделать вывод, что именно слово является исходной и основной единицей обучения детей с нарушенным слухом произношению. Список слов, используемый для проверки произношения детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха, дан в приложении.

Подбирался речевой материал специально, с учетом насыщенности его всеми звуками русского языка.

Для проверки ударения были подобраны слова, разнообразные по слогоритмической структуре: трехсложные слова – барабан

/ _

_ _

_ /, машина

/ _

_ _

_ _

_

/, яблоко

/

/.

При исследовании членораздельности речи мы предлагали детям называть слова самостоятельно по предъявленной картинке, произносить их по подражанию, а также прочитывать по табличке. В дальнейшем мы выясним, какой вид речевой деятельности вызывал у детей больше всего затруднений.

Однако, наш эксперимент невозможно было осуществить без использования методов научного исследования, о которых и пойдет речь в следующем разделе.