Современное образовательное пространство
Несмотря на медленную внутрирегиональную реинтеграцию, страны Восточной Европы и бывшего СССР сохраняют общие элементы инфраструктуры образования, пригодные для использования в интеграционных процессах разного уровня и масштаба. Данные страны отдают приоритет связям с учебными заведениями Запада или со своими «заграничными» историческими соседями. Усиливаются международные контакты с образовательными системами США и других развитых государств как стремление войти в мировое образовательное пространство.
В процессе международной оценки уровня развития системы высшего образования (по данным начала 1990-х годов) были выделены группы стран по следующим показателям: ВНП (валовой национальный продукт) на душу населения страны и численность студентов в расчете на 100000 жителей (см. табл. 1). На основании полученных данных можно сделать вывод, что в практически неограниченный доступ к высшему образованию населения характерен только для стран I группы: США, Канады, ФРГ, Японии и Финляндии.
К концу XX века численность учащихся во всем мире составляет около 1060 млн человек, а доля грамотного населения в возрасте более 15 лет — лишь 75 %. По сравнению с данными 1960-х годов, к началу 1990-х число иностранных студентов, аспирантов и стажеров во всех странах мира возросло почти в восемь раз и превысило 1 млн 200 тыс. человек. Фактически в мире два из каждых ста, получающих высшее образование, иностранные студенты. Значительная доля всего международного студенческого обмена приходится на Европу.
Для педагогических систем развитых стран характерна тенденция синтеза науки, образования и производства через создание крупнейших технополисов.
Таблица 1. Результаты международной оценки уровня системы высшего образования
Группа, № |
Показатель валового национального продукта на душу населения, тыс. долларов |
Страна |
Количество студентов на 100 000 жителей |
I |
20 |
США |
5600 |
Канада |
5100 | ||
Норвегия |
3370 | ||
Финляндия |
3330 | ||
Франция |
около 3000 | ||
ФРГ |
2810 | ||
Австрия |
2670 | ||
Япония |
2330 | ||
Швеция |
2250 | ||
Швейцария |
2050 | ||
Исландия |
2050 | ||
Объединенные Арабские Эмираты |
642 | ||
II |
10-20 |
Испания |
3000 |
Нидерланды |
около 3000 | ||
Израиль |
2800 | ||
Бельгия |
2730 | ||
Италия |
2500 | ||
Багамские острова |
2190 | ||
Великобритания |
2170 | ||
Катар |
1560 | ||
Кувейт |
1250 | ||
Гонконг |
1200 | ||
Сингапур |
около 1000 | ||
III |
5-10 |
Республика Корея |
3900 |
Ирландия |
2600 | ||
Греция |
около 2000 | ||
Барбадос |
1660 | ||
Ливия |
1550 | ||
Бахрейн |
1400 | ||
Саудовская Аравия |
более 1000 | ||
Мальта |
800 | ||
Оман |
400 | ||
Кипр |
более 300 | ||
IV |
3-5 |
Антигуа и Бабуда |
2190 |
Португалия |
1890 | ||
Бывшая Югославия |
1400 | ||
Бывшая ЧССР |
1200 | ||
Суринам |
более 1000 | ||
V |
1-3 |
Перу |
3450 |
Аргентина |
3300 | ||
Венесуэла |
2900 | ||
Коста-Рика |
2500 | ||
Уругвай |
2320 | ||
Иордания |
2230 | ||
Панама |
2180 | ||
Болгария |
2100 | ||
Чили |
1940 | ||
Таиланд |
1770 | ||
Мексика, Колумбия, Сальвадор, Польша,Турция |
около 1500 | ||
Алжир, Бразилия, Иран, Венгрия, Румыния,Тунис |
около 1000 | ||
VI |
менее 1 |
Ливан |
более 3000 |
Филиппины |
2800 | ||
Египет, Боливия, Эквадор, Монголия, Сирия |
около 2000 |