Определение понятия педагогической поддержки в психолого – педагогической литературе
На преодоление недостатков традиционного обучения направленная педагогическая поддержка – “направление педагогического мышления и практической деятельности, цель которого демократизация и гуманнизация педагогического процесса” [6, 251]
Педагогическая поддержка получает популярность в современном европейском образовании, которая своей главной целью считает наделение личности сильной жизненной мотивацией, формирования ее потенциала как системы творческих способностей и способов их реализации.
По мнению некоторых авторов, сущность педагогической поддержки проявляется в сотрудничестве педагога с ребенком. [2, 72]. Для таких педагогов характерно доброжелательное отношение к субъектам учения, стремление адекватно оценить их возможности, понять мотивы поведения, стимулировать творчество, личностное взросление и честь, а также возможность поддерживать социально благоприятный морально – психологический климат в классе.
Основные характеристики педагогической поддержки хорошо определяются во время ее сравнения с традиционной педагогикой. Рассмотрим следующую таблицу.
Сравнительный анализ традиционного обучения и педагогической поддержки
Традиционное обучение |
Педагогическая поддержка |
Самая близкая цель дидактического мероприятия – усвоение знаний, накопление умения и знаний, понимание учебного материала. |
Основная цель дидактического мероприятия – развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, формирование интересов, мотивов, научного мировоззрения. |
Суть дидактических мероприятий – знания, предвиденные учебными программами предметной подготовки, и определенный учебный материал. |
Суть дидактических мероприятий – усвоение способов познания, преображение в окружающей среде и себе. |
Движущие силы обучения – угрозы, запреты, приказы, оценки и т.п. |
Движущие силы обучения – радость творчеству, ощущение своего духовного и интеллектуального обогащения. |
Основные методы обучения – объяснения, упражнения, зубрешка. |
Методы обучения – совместная деятельность, разнообразные формы сотрудничества субъектов учебного процесса. |
Основная форма работы – фронтальная. |
Основная форма работы – совместный поиск, выбор оптимальных вариантов решения учебно – познавательной проблемы, превосходство групповых и индивидуальных форм работ над фронтальной. |
Роль субъекта преподавания – роль всевластного и всезнающего начальника над объектом учения. |
Основная роль субъекта преподавания – помощник, старший, более опытный товарищ, советник и соратник учеников в поиске истины. |
Главная обязанность субъекта преподавания – преподнесение знаний в такой форме, чтобы облегчить их усвоение. |
Главная обязанность субъекта преподавания – организация и вовлечение субъектов учения к активному процессу разрешения разнообразных дидактических заданий |
Основная функция объектов учения – усвоить эти знания, отвечать на вопросы субъекта и получать за это оценку. |
Основная функция субъектов учения – активно проявлять себя в коллективном труде, развиваться как личность. |
Конечный результат учения – соответствие знаний и умений объектов учения запрограммированным стандартам, которые усваиваются во время определенного контроля. |
Главный результат учения – способность субъекта учения самостоятельно переносить полученные знания в новые ситуации, понимать и развивать себя, осваивать профессиональное мастерство. |