Содержание деятельности учителя по осуществлению педагогической поддержки
Проблема общения выводит нас на нравственный облик человека. Когда говорят «общечеловеческие нормы нравственности», имеют в виду категорию добра, как его понимают все цивилизованные люди на земном шаре. Что же это за общечеловеческие ценности?
Высшая ценность – человеческая жизнь. Посягать на нее не имеет право никто.
Другая ценность – преклонение перед человеком, который дал тебе жизнь, - боготворение матери.
Родная земля, дом, семья – те ценности, из которых вырастает достоинство человека, стремление к свободе, его патриотизм и гражданственность.
Право другого человека на собственную уникальность, если это правило осознается с детства каждым, оно становится ценностью, позволяющей развиваться и отдельным людям и обществу в целом.
Также к общечеловеческим ценностям относят: окружающую нас природу, продукты человеческого труда, культурное наследие различных народов и наций.
Все их понять и освоить сразу школьнику трудно. Их постижение идет и на уроках, и в чтении, и благодаря кино и телевидению. Но если каждый день и каждый час держать их в качестве стержневых ориентиров жизни детского сообщества – они становятся регуляторами норм общения между людьми, критериями оценки человеческих поступков.
С позиции защиты ребенка иначе высвечиваются и основные направления работы воспитателя, обеспечивающие благополучие в сфере учения.
Учение – очень трудная работа. Если не самая трудная из всех имеющихся деятельностей. Надо понимать, что, хотя основы знаний необходимо получить каждому, профессионально познавательной деятельностью, научной работой будет заниматься далеко не каждый.
Если учебных требований подросток не выполняет, за этим стоит опыт (не всегда положительный) начальной школы, интеллектуальный и культурный уровень родителей, психологические особенности самого ученика, его здоровье. Понятно, что дисциплинарными мерами, ужесточением требований здесь ничего сделать нельзя. Поэтому начинать надо с другого.
Все, что говорилось о здоровье, о положении в среде сверстников, состоянии семейного климата, классный руководитель берет на вооружении. Защита ученика на этом этапе: разъяснение всем учителям – предметникам индивидуальных особенностей школьника, стремление добиться, чтобы каждый учитель так же понимал и также сострадал ученику, как это сумел сделать классный руководитель.
Классный руководитель защищает не ученика, а человека в нем.
Основные направления по программе «Ученье»: изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий и наблюдений за детьми; совместная работа с «малым педсоветом» (общение с учителями – предметниками, завучем); организация консультативной помощи отдельным учащимся по предметам; проведение совместных с другими учителями внеклассных мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы учащихся; выработка совместной «политики» и тактики помощи ребенку со стороны семьи; организация самообслуживания, учебной работы класса.
Важнейшее место в формировании личности школьника, особенно подростка, занимает досуговая сфера. Словом досуг мы обозначаем широкое пространство и время жизнедеятельности школьника за пределами учебной работы. Эту зону ученые часто называют рекреативной, т.е. зоной отдыха, восстановления физических и духовных сил. Другая функция – развитие способностей и интересов. Третья – свободное общение со значимыми людьми. Отличительная особенность сферы досуга (в сравнении с ученьем) – добровольный выбор человеком, школьником занятий, форм отдыха. Однако не верно было бы думать, что досуг – это только индивидуальные развлечения и увлечения. Большой интерес подростки, например, проявляют к различным видам общественной, коллективной деятельности. Около 36% подростков 12 – 14 с удовольствием занимаются в свое свободное время с малышами. Примерно 17% старших подростков проводят часть свободного времени в кружках и клубах, в школе и во внешкольных учреждениях. Ценность досуга для подростков оказывается значительно выше учебной деятельности.
Краткая характеристика вне учебной сферы жизни школьников позволяет наметить основные задачи классного руководителя, составляющие программу «Досуг»: выявление индивидуальных интересов детей, помощь в выборе кружков, спортивных секций, клубов; расширение познавательного и культурного кругозора класса (экскурсии, литературные, исторические, географические, математические и др. вечера, конкурсы, посещение кино и театров); помощь детям в общественной работе, в возможности зарабатывать деньги на общественные нужды; организация коллективной творческой деятельности класса; совместного отдыха на природе; обеспечение детям, не имеющим успехов в учебе, авторитета перед классом и другими учителями за счет демонстрации их достижений в другой сфере.