Заключение
Учебный процесс – это сложная динамическая система, в которой органически совмещается деятельность учителя и ученика. Учительница предоставляет важное значения созданию атмосферы радостного ожидания чего-то важного, нужного, удовольствие оттого, что ученик причастен к интересному и любимому труду.
На преодоление недостатков традиционного обучения направленная педагогическая поддержка – направление педагогического мышления и практической деятельности, цель которого демократизация и гуманнизация педагогического процесса. Педагогическая поддержка получает популярность в современном европейском образовании, которая своей главной целью считает наделение личности сильной жизненной мотивацией, формирования ее потенциала как системы творческих способностей и способов их реализации.
По мнению некоторых авторов, сущность педагогической поддержки проявляется в сотрудничестве педагога с ребенком. [2,72]. Для таких педагогов характерно доброжелательное отношение к субъектам учения, стремление адекватно оценить их возможности, понять мотивы поведения, стимулировать творчество, личностное взросление и честь, а также возможность поддерживать социально благоприятный морально – психологический климат в классе.
Понятие действительно трактуется широко – и в социальном плане, и в индивидуальном, и в смысле заботы о ребенке. И эта размытость не позволяет просчитать точные педагогические ходы.
Процессы индивидуализации и социализации по своей природе разные. Если мы говорим об освоении ребенком информации и способах ее владения, то понятно – есть некий процесс обучения, который эту задачу обеспечивает. Если говорим о погружении ребенка в культуру, тоже вроде бы все ясно. Но есть ли в образовательном процессе педагогическая деятельность, которая обеспечивала бы процесс индивидуализации?
Традиционная педагогика часто рассматривалась однолинейно: учитель – ученик. В педагогике свободы возникает новое понятие – пространство, в котором много всяких отношений. Воздействие начинает вытесняться взаимодействием. Но одно дело – увидеть проблему ребенка, другое – понять, как ему помочь с ней справиться. Искреннее желание педагога прийти на помощь часто оборачивается навязыванием себя. И если не остановиться, все может закончиться полным разрывом отношений.
Важно соблюдать главное условие – ребенок должен прийти со своей проблемой сам. Часто мы видим и слышим себя, а не ребенка, тащим его в свой взрослый мир. Но это уже не поддержка, хотя педагогам кажется, что делают они все правильно.
Как строить пространство свободы, как в нем действовать? С ходу ответить на эти вопросы невозможно. Работа в системе поддержки начинает кардинально менять позицию взрослого – он становится человеком, который задает культурные образцы. Главное, чтобы ребенка окружали именно такие люди, не важно, какой они будут профессии. Еще лучше, если это будет взрослое сообщество. Необходимо вырваться из замкнутого педагогического пространства. Если вспомнить, феномен Фрунзенской коммуны заключался именно в том, что там было много других взрослых, не из коммуны: люди из мира искусства, науки, удивительные люди, которые могли задавать культурные образцы.