Методика работы над сочинением.
Первым по времени и по значению шагом в работе учителя над сочинением является выбор темы. Тема - это предмет сочинения, то, о чем в нем говорится. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые в сочинении отражены. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависит правильность и полнота сочинения. Тема всегда связана с идеей. Идея - это мысль писателя, выраженная им в художественных образах.
Тема и заглавие сочинения не всегда совпадают. Например, детям предложена тема « Первые признаки весны». Конечно, сочинение может быть так и озаглавлено. Но учитель (в 3-4 классе сами дети) может и по-другому сформулировать заглавие: « Добро пожаловать, весна!», « Первые вести о весне», « Весна идет». Дети любят яркие, меткие, образные заглавия. Ведь понимание темы отчасти зависит от того, как она преподносится: сухо или образно, строго лаконично или художественно. Если в работе над сочинением школьники не просто выполняют задание учителя, а руководствуются более глубокими и серьезными побуждениями – стремлением рассказать о чем –то для них важном, поделиться своими чувствами, то лучше проявляется их творчество: в таких сочинениях, без сомнения, есть идейное содержание, неразрывно связанное, слитое с темой.
Но если учащимся предлагается слишком широкая тема, они теряются, не могут раскрыть ее достаточно определенно и глубоко: пишут об отдельных деталях, слабо связывая их между собой. Поверхностное раскрытие темы – один из типичных недостатков детских рассказов и сочинений. Но не единственный. Не всегда дети умеют найти границы темы. Они пишут обо всем, что хотя бы отдаленно связывается в их сознании с темой. Иными словами, тема оказывается неточно понятой.
В работе над рассказом или сочинением можно идти от накопленного материала к теме или от назначенной темы через наблюдения к материалу для сочинения. Для гармонического развития учащихся оба способа важны. Причем в первом случае учитель организует подготовку, иногда длительную, учит наблюдать, накапливать материал, факты, обдумывать, сопоставлять их, обобщать, делать выводы. Так протекает работа над сочинениями о походах, прогулках, описание виденного и пережитого.
Во втором случае учащимся предлагается тема, намечается план подготовки к ее раскрытию, накапливается материал, отбирается наиболее важное, систематизируется, и затем дети пишут текст. Работа над некоторыми темами объединяет оба способа. Таким образом, первое условие хорошего сочинения – это правильная работа над темой, ее понимание и раскрытие.
Следующим шагов в работе по написанию сочинения является составление плана. План является обязательным, как для устных, так и для письменных сочинений. Это ступень любого речевого высказывания, его проект, каркас. План бывает: письменный, устный, картинный. В первом классе планом являются вопросы учителя (вопросный план), отвечая на которые дети составляют несколько связанных по смыслу предложений. Во втором классе план составляют по вопросам учителя и вопросам учащихся. Дети третьего класса пишут сочинения по коллективно составленному или самостоятельному плану. В четвертом классе ученики самостоятельно составляют план к заданной теме.
Рекомендуется план из трех-пяти пунктов. Готовых планов не дается, потому, что в таком случае не развивается мышление. Обычно план составляется перед письмом сочинения, но иногда может быть составлен и заранее, например, при длительной, рассредоточенной подготовке к сочинению, тогда план может перестраиваться, совершенствоваться.
Время составления плана определяется видом и целью сочинения: так, план сочинения по картинке составляется непосредственно перед его написанием и даже перед рассматриванием картины; могут быть два варианта плана в этом случае: план рассматривания (передний план, задний план, действующие лица) и план рассказа по сюжету картины, если картина подсказывает такой сюжет.