Сочинения в 4 классе.
Работа над сочинением усложняется от класса к классу. Сложнее и разнообразнее становятся предметы, явления, которые дети наблюдают, сравнивают; постепенно возрастает степень самостоятельности учащихся. В четвертом классе продолжается работа над грамотностью учащихся, над развитием орфографической зоркости. Учащиеся продолжают работать в тетрадях “Работа над словом”. “Исследовательская работа” над словом усложняется, в памятке появляются новые задания в зависимости от пройденного программного материала по русскому языку, например, определить склонение имён существительных в составленном предложении или обозначить спряжение глаголов. Памятка творчества дополняется новым заданием: составить мини-зарисовку по теме, которая показывает, как буквально одной- двумя фразами можно красиво и образно описать всё то, что мы видим каждый день вокруг себя.
Учащиеся должны осознать значимость изучения родного языка, испытывать интерес к нему и потребность в его изучении, быть внимательными к своей речи, к значению слова, его составу, написанию, к структуре предложения и знакам препинания.
В 4-ом классе продолжается работа по:
· обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи;
· развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков;
· обучению написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).
Все чаще применяется такой вид обучения рассуждениям, как написание сочинения в форме заметки, корреспонденции в газету. На первом этапе эта работа проводится как анализ уже напечатанных в детской периодике газетных жанров. Использование газетного материала на уроке русского языка повышает интерес учащихся к учебному предмету, помогает учителю воспитывать любовь к родному языку. Кроме того, в материалах газет, журналов отражаются события наших дней.
Важным этапом в работе над корреспонденцией является определение композиции, сбор материала для выбранной темы. Дальше учащиеся тщательно отбирают нужный материал, ищут наиболее целесообразное размещение фактов, примеров, которые войдут в корреспонденцию, формулируют основные положения, развивающие тему, учатся подкреплять, аргументировать их.
Работа по материалам газет оказывает сильное воздействие на учащихся, заставляет их задуматься над важнейшими вопросами, которые поднимаются на страницах печати, оказывает помощь в совершенствовании навыков культуры речи и грамотного письма.
К сожалению, должны отметить, что, хотя сочинение и дает возможность выражать свои мысли ясно, красочно, правдиво, в нем больше, чем в каком-либо другом виде работы, раскрывается характер и наклонности ребенка, четко выступают его индивидуальные черты, но подготовка и проведение урока-сочинения занимает гораздо больше времени, чем другие виды работ по развитию речи, поэтому такой вид работы как сочинение встречается в начальных классах реже, виды сочинений однотипны- в основном по картине.