Описание картины.
Сочинения по картинам весьма распространены в школьной практике. Они удобны в организационном отношении и через картину школьник приобщается к вершинам культуры.Сочинения по картинам имеют свою типологию: а)описание картины; б) сюжетный рассказ по картине на основе воображения школьников; картина даёт толчок для их фантазии, даёт как бы застывший момент жизни; в) сочинение по серии из 5-6 картин, выполняющих роль картинного плана (это самый простой, доступный вид сочинения по картине); г) сочинение о художнике и об истории создания картины; анализ самой картины даётся в расширенном контексте; д) сочинение по портрету: раскрытие характера героя, изображённого на картине, и мастерства художника, сумевшего воплотить на холсте этот характер (самый трудный вариант сочинения).Подготовка школьника к сочинению по картине имеет свою специфику: • во-первых, школьник должен быть элементарно знаком с основами изобразительного искусства: побывать в музее, на выставке, на встрече с художником, знать репродукции известных картин и т.п.; • во-вторых, необходимо уметь рассматривать, анализировать картину: отличать живопись от графики, пейзаж от натюрморта, акварель от барельефа; уметь видеть передний план, понимать композицию картины; • в-третьих, нужно улавливать идею картины, её пафос, настроение, а неплохо бы – и манеру художника.Работу обычно начинают с небольшой беседы, которая иногда нужна для пояснений, помогающих лучше воспринять картину, но чаще служит для того, чтобы вызвать в сознании детей понятия, близкие к содержанию картины, известные им из жизненного опыта и книг.Затем предлагается им рассмотреть картину – это наиболее ответственная работа. Сначала дети самостоятельно рассматривают её, и именно в этот момент, под свежим впечатлением, они живо и непосредственно воспринимают и общее настроение картины, и её содержание, выраженное в художественных образах. Вслед за этим учащиеся рассматривают картину вместе с учителем. Задача заключается в том, чтобы дети заметили не только общую часть картины, её сюжет, но и все подробности, с помощью которых создаётся художественный образ. Только после этого происходит полное восприятие картины, и дети вполне усваивают её содержание.Теперь важно, чтобы дети изложили это содержание в должной последовательности. Для этого намечается план сочинения (обычно составляется коллективно). Таким образом, урок строится по следующей схеме: 1. Краткая вступительная беседа.2. Самостоятельное рассматривание картины.3. «Чтение» картины вместе с учителем и словарная работа.4. Составление плана сочинения.5. Устный рассказ по картине.6. Сочинение. Обязательно нужно выписать на доске слова, трудные для написания».«Сочинение по картине можно проводить следующим образом: на доске – любая картина (иллюстрация сказки, картины природы, просто один цветок или неживой предмет). Например, нарисована ромашка. Сначала дети дают внешнее описание цветка, а потом просим, чтобы они дали описание внутреннего мира ромашки. Предлагаются вопросы: «Какое настроение у цветка?», «Может ли ромашка думать, радоваться, огорчаться и, если может, то опишите, чему?». Также можно описывать неживой предмет (например: грязная тарелка, старый пень, камень и т.д.). Или ещё. Детям приходит письмо из леса (пишет его учитель а кто-то из других учителей-коллег приносит и вручает его ребятам). Письмо от медведя. А учащиеся пишут письма-ответы, кому захотят (зайцу, лисе, синичке…). Дети такую работу выполняют с огромным удовольствием. Можно дать такие темы сочинений: «Почему я лучше всех», «Опиши пустоту», «Жизнь на моей звезде», «Как появились полезные ископаемые» и др. Дети живут в мире сказок и фантазий, поэтому им интересно писать такие сочинения. Нужно придумывать темы, которые будут близки и понятны ребятишкам.Для тренировочных упражнений у каждого ученика должна быть своя небольшая тетрадь (в твёрдой обложке), где он пишет небольшие сочинения-описания какого-либо предмета (5 предложений). Эту работу можно проводить на улице, на переменах, дома, когда у них есть свободное время, выбирая тему самостоятельно». Таким образом, как мы видим, работа над сочинением по картине может складываться по-разному, в зависимости от системы, в которой обучаются дети, взглядов учителя, вида сочинения и т.д. каждый учитель вправе организовывать для детей эту работу над картиной, которую он считает необходимой и нужной для данного класса и уровня.Одним из самых простых видов сочинений по картине является сочинение-описание, а также сюжетный рассказ по картине на основе воображения школьников.