Диагностика уровня развития речи у школьников вторых классов.
- проверь, можно ли по твоему описанию представить игрушку.
- проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к игрушке.
- проверь, грамотно ли написано сочинение. Этот урок проводился с целью выявления уровня развития следующих речевых умений:
- умение строить описание (последовательно и связно описывать);
- умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении;
- умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения;
Анализ детских работ проводился с целью выявления уровня развития некоторых речевых умений. Уровень развития каждого умения оценивался по следующим критериям, которые имеют качественный аспект:
· «высокий уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано на отличном или хорошем уровне);
· «средний уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано частично);
· «низкий уровень развития речевого умения» (речевое умение не сформировано);
Общее количество всех работ (49) было принято за 100%.Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно. Результаты анализа работ были занесены в таблицу 1:
Таблица 1
Результаты констатирующего эксперимента
Класс |
Умения |
Умение строить описание |
Умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении |
Умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения |
Уровни развития умений | ||||
Экспериментальный класс 2 «А» |
Высокий |
59% |
53% |
53% |
Средний |
35% |
35% |
29% | |
Низкий |
6% |
12% |
18% | |
Контрольный класс 2 «Б» |
Высокий |
55% |
50% |
45% |
Средний |
35% |
35% |
27% | |
Низкий |
10% |
15% |
28% |
Результаты анализа уровня развития речевых умений показали, что умеют строить описание (последовательно и связно описывать) - в экспериментальном классе 59%, в контрольном классе 55%, раскрывать тему и основную мысль в сочинении и отбирать материал в соответствии с темой сочинения - в экспериментальном классе 53%, в контрольном классе 45 % и 50%.