Определение уровня развития речи по итогам проведения работы по написанию сочинений разных видов.
По окончании проделанной работы, был проведен контрольный этап эксперимента на базе и экспериментальной, и контрольной групп.
В эксперименте приняли участие группы в том же количестве. Испытуемым был предложен урок развития речи «Моя любимая игрушка» Методика проведения этого урока отличалась от проведенного на первом этапе: детям была дана большая самостоятельность при подготовке и в написании сочинения.
Цель: учить детей определять тему и озаглавливать ее, применять знания о композиции связного высказывания, отбирать более точные слова для выражения своих мыслей. Учащиеся должны были самостоятельно составить по плану рассказ о своей любимой игрушке. Детям читался план будущего рассказа, предлагалось дома продумать возможный его вариант и на следующий день принести в класс свою любимую игрушку и рассказать о ней товарищам.
Приведу план рассказа.
1.Кто и когда подарил тебе эту игрушку?
2. Её внешний вид: голова, лицо (мордочка), глаза, нос, щеки, выражение лица; туловище, руки, ноги (лапки); костюм (во что одета).
3. В какие игры ты любишь играть с этой игрушкой?
4. За что ты ее особенно любишь?
На следующий день на уроке был вывешен план рассказа. Вот какой рассказ получился у одного из учеников:
Мой любимый медвежонок Кузя.
Мне моего мишку подарили на день рождения, когда мне было пять лет. Зовут медвежонка Кузя, сделан он из меха. Голова у него большая, глаза маленькие, нос черный, язычок красный, туловище овальное, лапки толстые. Медвежонок мягкий, приятный. Его, наверное, сделали добрые руки мастера. Я люблю играть с ним в цирк, в школу. Однажды я носил его в детский сад. Спать я ложусь вместе с ним.
Анализ детских работ, как и на констатирующем этапе исследования, проводился с целью выявления уровня развития некоторых речевых умений.
Уровень развития каждого умения оценивался по следующим критериям:
· «высокий уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано на отличном или хорошем уровне);
· «средний уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано частично);
«низкий уровень развития речевого умения» (речевое умение не сформировано);
Общее количество всех работ было принято за 100%. Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно. Результаты анализа работ были занесены в таблицу № 2:
Таблица 2
Результаты формирующего эксперимента (в %)
Класс |
Умения |
Умение строить описание |
Умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении |
Умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения |
Уровни развития умений | ||||
Экспериментальный класс 2 «А» |
Высокий |
88% |
88% |
94% |
Средний |
11% |
11% |
5% | |
Низкий |
1% |
1% |
1% | |
Контрольный класс 2 «Б» |
Высокий |
65% |
65% |
60% |
Средний |
30% |
27% |
25% | |
Низкий |
5% |
8% |
15% |
Результаты анализа уровня развития речевых умений после формирующего эксперимента получились высокие. Дети строили описание (последовательно и связно описывали), раскрывали тему и основную мысль в сочинении (88% класса), отбирали материал в соответствии с темой сочинения и использовали прилагательные в описательном тексте.Таким образом, у большинства учащихся класса все рассматриваемые умения сформированы на высоком уровне.