Динамика развития речи младших школьников
2 «а» класс 2 «б» класс
Рис.2 Диаграмма развития первого критерия
2 «а» класс 2 «б» класс
Рис.3 Диаграмма развития второго критерия
2 «а» класс 2 «б» класс
Рис.4. Диаграмма развития третьего критерия
Проведя статистическую обработку данных, имеем следующие результаты. В контрольном классе значительных изменений нет. В экспериментальном классе произошли изменения. Результаты стали следующими.
В экспериментальной группе зафиксирован более высокий уровень при написании сочинения, чем в контрольной группе. В контрольной группе абсолютное большинство учащихся так и не умеют отбирать материал в соответствии с темой сочинения.
Учащиеся экспериментальной групп лучше умеют строить описание, раскрывать тему и основную мысль в сочинении, отбирать материал в соответствии с темой и использовать прилагательные в описательном тексте. При этом лишь немногим была оказана помощь. Мы считаем, что работа по развитию речи должна проводится комплексно, планирование сочинений должно составляться с учетом интересов детей и желательно наперед, в таком случае эффект работы будет более очевидным. Результаты обучающего эксперимента показали эффективность разработанного в исследовании подхода к развитию речи при работе с сочинением.
Выводы по 2 главе.
Научить детей писать сочинение правильно и красиво – большой и кропотливый труд. Учитель обязан организовывать наблюдения, учить детей видеть и слышать мир, замечать в нем прекрасное, учить выражать свои чувства словом, соблюдать хронологию описываемых событий, выражать свое мнение. По времени подготовки сочинение занимает гораздо больше времени, чем другие виды работ, но для учителя именно сочинение позволяет в полной мере определить эффективность его методики по развитию речи.
Во второй главе нашей работы была рассмотрена и использована экспериментально методика написания сочинений некоторых видов. В течение года на уроках русского языка с учащимися 2 «а» класса проводилась работа по написанию сочинений-описаний, сочинений с элементами рассуждения. Дети писали сочинения по непосредственному и опосредованному опыту. При подготовке к сочинениям проводились упражнения на расширение словаря детей, учили использовать новые слова в тексте.
Проделав данную работу, можно сделать вывод, что развивающий эффект обучения будет максимальным, если работа по подготовке и проведению сочинений организована так, чтобы каждое сочинение обогащало ум детей новыми наблюдениями, душу – сильными впечатлениями и чувствами, речь – новыми словами, умением выражать мысли точно, красиво и грамотно. Кроме того, подготовка к сочинению обогащает активный и пассивный словарь у детей, повышает уровень их грамотности.
Мы считаем, что только систематическая работа по развитию речи на материале написания сочинений разных видов даёт положительный результат.