Особенности воображения в старшем дошкольном возрасте
В этом возрасте появляется новая возможность использования образа при выполнении заданий на воображение. Целостный образ начинает строится способом «включение»: он по-прежнему создаётся на основе отдельного элемента действительности, но этот элемент начинает занимать не центральное, а второстепенное место, становится отдельной деталью образа воображения
Воображение в жизни ребёнка играет большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще, и чаще допускает нарушение жизненной реальности. Воображение формируется у детей на базе развития восприятия.
Без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы. Аффективное воображение без достаточного, обычно стихийно возникающего изживания травм может привести к патологическим, застойным переживаниям или же вести ребёнка к полной аутизации, к созданию замещающей воображаемой жизни.
Особенности развития воображения и мышления в дошкольном возрасте:
- эти процессы приобретают произвольный характер, предполагая создание замысла.
- оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование.
- ребёнок осваивает приемы и средства создания образов.
- воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
Воображение и мышление обеспечивает следующую деятельность ребенка:
• построение образа конечного результата его деятельности;
• создание программы поведения в ситуации неопределенности;
• создание образов, заменяющих деятельность;
• создание образов описываемых объектов.