Пути развития творческого воображения и мышления средствами сказки
Развивая воображение и мышление детей необходимо придерживаться принципов:
1. Прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки.
2. Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании,
3. Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми.
4. В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики.
5. Следует учить ребенка искать решение, учитывая, прежде всего возможные последствия, а не абсолютные достоинства.
6. Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.
Все сказки мира, народные и авторские, всегда содержат в себе реальное и ирреальное, естественное и сверхъестественное, правдивое и фантастическое. Она создаёт богатые возможности для развития творческого воображения слушателя, подключения его образного мышления к волшебному, ирреальному плану.
Сказочные образы дают определенные сведения об окружающем мире, т.е. обладают познавательным значением. В частности, используемые авторские сказки знакомят детей с персонажами славянской мифологии (Леший, Святобор, Межевик и другие «помощники человека в природе»), с народными традициями (праздник встречи солнца в сказке «Встреча Ярило – Солнца»), обычаями славян.
Оттолкнувшись от содержания сказки, заинтересовав ребёнка новым необычным персонажем, педагог может организовать познавательную беседу.
Рассказыванию и сочинению сказок всегда сопутствует изобразительная деятельность.
Организации занятий по изобразительной деятельности детей, выполнению ими творческих заданий по сюжету стихотворных авторских сказок предшествует длительная планомерная предварительная работа. Её необходимость объясняется спецификой детского творчества – его поэтапным характером. Первый этап детского художественного творчества – этап возникновения, развития, осознания и оформления замысла – имеет важнейшее значение для всего процесса творческого развития ребёнка.
Учитывая, что второй этап детского творчества – этап реализации замысла – связан с поисками художественных средств, мы стараемся создавать предметно – вещную среду, максимально способствующую полноценному развитию каждого ребёнка.
Третий этап детского творчества – этап анализа результатов деятельности – знаменуется появлением новой продукции (рисунка, поделки). Ребёнок начинает интересоваться качеством своей продукции и, испытывая эстетическое удовольствие, стремится сделать ее завершенной.
Кроме того, разрабатывая творческие задания по содержанию стихотворных авторских сказок, необходимо предусмотреть, чтобы продукты детского творчества могли быть использованы детьми в дальнейшем: в игровой деятельности, драматизации сказок, в повседневной жизни (см. приложение).
Стимулируя развитие творческого воображения и мышления у детей, необходимо создание условий для реализации различных способов поведения в той или иной ситуации; активизация самостоятельной деятельности детей; использование элементов кукольного театра.
В работе можно выделить два уровня сложности:
1. Ребенок действует куклой. Действуя куклой, идентифицируя себя с ней, он реализует разные способы поведения.
2. Ребёнок берет на себя роль, что требует от него более уверенного поведения, свободы движений, самовыражения или сам осознанно строит свои взаимодействия с партнерами.
Говоря: «сказка – источник творчества», имеется в виду не только творчество детей, но и профессиональное педагогическое творчество педагогов. Подразумевается гибкая, вариативное использование предлагаемых сказок, способность педагога включить их в разные виды деятельности дошкольников.