Организация исследовательской деятельности

К любой научно-исследовательской деятельности предъявляются определенные требования.

Исследовательская работа совсем не обязательно должна быть экспериментальной, это может быть и работа только с литературными источниками. Тогда что же считается исследованием? Вкратце можно сказать, что в результате исследовательской деятельности должно появиться новое знание.

При этом неважно, в результате какой исследовательской деятельности это новое получено. В этом отличие исследования от реферата. К учебно-исследовательской работе учащихся относятся и самостоятельные лабораторные и практические работы учащихся, опыты, наблюдения, творческие работы-исследования практического характера; подготовка сообщений по отдельным темам и т.д., т.е. каждый урок, на котором ученик познает, что-то новое, можно назвать исследовательской деятельностью. Особую роль в развитии учащихся играют учебные исследовательские проекты. Из перечисленных видов исследовательской деятельности видно, что работа может быть как кратковременной, так и долговременной.

Исследовательская деятельность, как и любая другая деятельность, состоит из нескольких этапов:

  1. Выбор темы исследования

Формулировка темы и содержание работы должны предполагать:

- интеграцию наук и различных областей практической деятельности,

- практическая ориентация целей, задач и содержания работы,

- предметно – объектный принцип исследования,

- практическую значимость результатов работы.

  1. Исследовательская работа

Сама исследовательская работа в свою очередь, тоже состоит из нескольких этапов:

- подготовительный этап, выработка целей и задач работы;

- ознакомление с литературой;

- проведение исследований

- обработка результатов

3.

Отчетно – презентационный этап

Заключительный этап, когда происходит оформление работы и ее презентация

  1. Научно-исследовательская деятельность учащихся в школе.

Научно – исследовательская работа учащихся во внеурочное время ведется на учебно-опытном участке, во время кружковой работы, на элективных курсах по биологии и экологии, во время экскурсий на природу.

В средней школе № 31 уже несколько лет на уроках биологии в курсе «Экология» или на элективных курсах по экологии проводятся уроки-исследования на темы:

9 класс: «Моя квартира как экосистема»

10 класс: «Экологическое состояние средней школы № 31»

11 класс: «Экологическое состояние Затверечья»

«Моя квартира как экосистема», 9 класс

В данной работе учащиеся не только должны доказать, что квартира является экосистемой, т.е. определить там продуцентов, консументов первого и второго порядков, редуцентов, но и определить факторы, влияющие на экологическое состояние квартиры. И вот тут ученики не ограничены какими-то рамками, они могут исследовать любые факторы на их усмотрение или возможности. Кто-то начинает изучать комнатные растения, их совместимость друг к другу, отношение к свету, температурному режиму, воде. Другие, имеющие счетчики холодной и горячей воды, начинают изучать потери воды. Были сделаны здесь и маленькие открытия, например, наибольшие потери горячей воды происходят когда человек чистит зубы, а вода продолжает литься, или когда нужно всего лишь сполоснуть руки, включается кран с горячей водой, вода еще не успевает нагреться, а счетчик уже зафиксировал расход воды. Третьи изучают материалы, из которых сделана мебель и их влияние на здоровье человека, четвертые изучают факторы экономии электроэнергии, используя обычные лампы и энергосберегающие лампы, пятые изучают вред, наносимый источниками электромагнитного излучения и т.д. Такая работа выполняется и оформляется индивидуально каждым учеником.

Перейти на страницу: 1 2