Введение
Актуальность темы исследования.
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии.
У учащихся 2-3 классов общеобразовательных школ в общей картине отклонений речевого развития на первый план выдвигаются нарушения письма и чтения. Анализ 300 письменных работ Парамоновой Л.Г. [23] показал, что дисграфия имеется у 53% учащихся вторых классов (у 159 человек из 300), причем в большинстве случаев (40,3%) она проявляется как смешанная, то есть особенно тяжелая. Отдельные же ее виды представлены следующим образом:
акустическая и артикуляторно-акустическая — 10,7%;
на почве несформированности языкового анализа и синтеза — 42,1%;
аграмматическая — 5,6%;
оптическая — 1,3%.
Понятно, что общий процент каждого из названных видов дисграфий значительно выше за счет представленности их еще и в смешанной форме дисграфий (в 50-е годы, по данным проф. М.Е. Хватцева [27], в младших классах массовых школ число учащихся с дисграфией составляло 6%, т.е. почти в девять раз меньше.)
В письменных работах учащихся 2-3 классов имеют место частые и регулярные ошибки. Часть из них – орфографические, но есть и специфические ошибки, обусловленные особенностями развития фонетической и лексико-грамматической сторон речи (замены и смешения букв, связанные с недостаточным различением близких по артикуляционным или акустическим признакам фонем свистящих-шипящих, звонких-глухих, мягких-твердых и пр.), причем наиболее часто специфические ошибки имеют место в изложениях, сочинениях и экспериментальных заданиях.
Анализ письменных работ и наблюдения за учащимися свидетельствуют о том, что знание детьми правил правописания носит поверхностный, неустойчивый характер. Уровень умений, их применения и переноса в новые ситуации крайне низок. Практически они не используются ими в процессе учебной работы.
Нарушение письма при аграмматической дисграфии, как правило, сопровождается и недостатками чтения.
Цель исследования:
изучение особенностей логопедической работы по преодолению аграматической дисграфии у учащихся общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть содержание термина «дисграфия» и классификацию дисграфий;
2. Рассмотреть аграмматическую дисграфию;
3. Экспериментально выявить у учащихся начальной школы аграмматическую форму дисграфии;
4. Предложить методические рекомендации по преодолению аграматической дисграфии у учащихся общеобразовательной школы.
Объект исследования:
аграматическая дисграфия.
Предмет исследования:
особенности логопедической работы по преодолению аграматической дисграфии у учащихся общеобразовательной школы.
Методы исследования:
теоретический анализ отечественной и зарубежной, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
эксперимент;
методы наблюдения, беседы;
методы математической статистики, графические и табличные интерпретации полученных в ходе эксперимента данных.