Дисграфия: содержание термина, классификация

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, в основе кото­рой лежит нарушение форм языкового анализа и синтеза: делений предложений на слова, при этом искажается и структура предложения. Наиболее сложным при этой форме является фонематический анализ, а самыми распространенными будут иска­жения звуко-буквенной структуры слова. Характерны: пропуски согласных при их стечении (диктант — дикат, школа — кола), гласных (собака — сбака), перестанов­ка букв (тропа — прота), добавление букв (таскали — тасакали) и т.д. Нарушается деление предложения на слова, все слова в предложении пишутся слитно.

4. Аграмматическая дисграфия.

5. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений. У детей нечетко формируются графические образы букв, поэтому они смешивают п-н, и-ш, б-д, о-а, ж-х, л-м, что приводит к иска­жению структуры слова и при списывании, и при записи под диктовку. Дети затрудня­ются соотнести звук с буквой, не различают буквы, сходные по написанию, отмечаются зеркальное письмо букв (с-э, э-с), пропуски элементов (ay-су), лишние (л-м, ш-щ) и не­правильно расположенные элементы (х-се, т-пп) [13,c.12].

6. Моторная дисграфия наблюдается при нарушении деятельности лобных отделов мозга. Дети испытывают трудности в самом процессе письма: не могут переключать движения руки с одной буквы на другую, не знают, с какого элемента начать писать букву, что приводит к многократному повторению букв, слогов, их перестановке. Нару­шается схема слов, предложения.

Причинами возникновения

дисграфий у грамотных людей могут быть перенесенные заболевания мозга различной этиологии, чаще травмы мозга, особенно доминантного полушария. В отдельных случаях происходит полный распад письмен­ной речи. У ребенка нарушения письменной речи связаны с различными нарушениями устной речи: с дислалией, дизартрией, алалией.

Этиологический фактор (причины) этого дефекта до сих пор полностью не выяв­лен. Данный вопрос и по настоящее время продолжает оставаться дискуссионным. Одни авторы утверждают наследственную предрасположенность к нарушениям чте­ния и письма (К. Лонай, М. Суле), другие считают, что существует особая врожденная предрасположенность, когда дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах. Большая же часть ученых сходится во мне­нии, что предрасположенность к данной речевой патологии возникает в разные пери­оды: пренатальный, нательный и постнатальный. Существенную роль в нарушении письменной речи играет воздействие биологических и социальных факторов [2,c.56].

Таким образом, нарушения письма могут быть вызваны причинами как органического, так и функционального характера.

Письменная речь ребенка-дисграфика отличается большим количеством специфи­ческих ошибок

, которые необходимо знать и дифференцировать. К ним отвисятся:

ошибки фонетические (замена букв по сходству произношения);

искажения словесной структуры слова: пропуски гласных, согласных, целых слогов, перестановки слогов (снег — сег, улица — улца и т.д);

раздельное написание частей одного слова (по шел);

ошибки грамматического характера: опускание предлогов (был поле), при согла­совании падежных окончаний (нету белых цветах), родовых (большой мальчика); в управлении (читал книга);

ошибки графического характера: замена букв по графическому сходству (ш-и, т-п, л-м, е-в, и-й, х-ж), по расположению в пространстве (н-п, ф-в) и др.

оглушение согласных в конце слова, отмечается слабость дифференцировок твер­дых и мягких согласных: лук — люк, ров — рёв, мал — мял и др. [24,c.71].

Довольно часто ошибки в письменной речи отражают нарушения устной. Следует отметить, что специфические ошибки очень устойчивы, с трудом и дли­тельное время корректируются, особенно сохраняются у ребенка при отсутствии ранней диагностики и качественной профилактики [6,c.18].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6