Аграмматическая дисграфия

Хотя аграмматизмы в речи детей обычно бывают видны, как гово­рится, невооруженным глазом, однако необходимо иметь об этом более четкое представление. Поэтому ниже предлагаются две группы заданий, направленных на выявление сформированности у ребенка грамматических систем — системы словоизменения и систе­мы словообразования. При этом следует учитывать, что формирова­ние системы словоизменения, как правило, заканчивается к четырем годам, а системы словообразования — к семи.

Основным способом профилактики данного вида дисграфии явля­ется неустанная забота о том, чтобы у ребенка своевременно сформи­ровались рассмотренные выше грамматические системы. О правиль­ности и своевременности их формирования будет свидетельствовать своевременное исчезновение «детских аграмматизмов» в его устной речи. Особое внимание необходимо проявлять к тем детям, у которых речь появилась с опозданием и у которых эти аграмматизмы слишком многочисленны. При этом одно дело, когда трехлетний ребенок гово­рит, что ест «ложком» (по аналогии с «режу ножом»), и совсем дру­гое — когда он говорит «ем ложкая». Если первый случай полностью укладывается в рамки нормального речевого развития, поскольку ре­бенок здесь употребляет хотя и неправильную, но все же типичную для русского языка форму творительного падежа, то второй случай яв­но выходит за эти рамки. Вполне естественно, что особо пристальное внимание в рассматриваемом плане нужно проявлять по отношению ко второму ребенку [7,c.64].

Выводы:

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. Различают следующие виды дисграфий:

1. Артикулярио-акустическая.

2. Акустическая дисграфия.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

4. Аграмматическая дисграфия.

5. Оптическая дисграфия.

6. Моторная дисграфия.

Вид аграмматической дисграфии обычно проявляется, начиная лишь с третье­го года обучения, когда ребенок, уже овладевший грамотой, вплот­ную приступает к изучению грамматических правил.

Перейти на страницу: 1 2