Организация и методики исследования
Базой настоящего исследования стала СШ № 145 г. Минска. Были обследованы 18 младших школьников – учащиеся 4 «В».
Цель эксперимента
: выявить учащихся с аграмматической формой дисграфии. Для этого школьникам был предложен следующий диктант:
«В лесу». Вот и март. Его называют весёлым праздником света. Чуткое ухо ловит первые признаки весны. Земля ещё покрыта снегом. Только около старых пней показались первые проталины. На голых ветках орешника появились первые цветы. Это серёжки. На берёзках зазвенели сосульки. Солнце осветило лес тёплым светом. На снег упала первая тяжёлая капля. Как хороша лесная капель в лесу! Звонко запела синичка. Лес радостно встречает весну.
Диктанты оценивались по 10-тибалльной системе.
Далее мы предположили, что существует тесная корреляционная связь между наличием аграмматической дисграфии и недостаточным уровнем сформированности грамматической стороны устной речи. Для выявления уровня сформированности грамматической стороны устной речи детям были предложены 11 заданий [9]. За каждый правильный ответ начислялся 1 балл.
1 задание
. Установить, различает ли школьник формы единственного и множественного числа глаголов – 4 балла.
В этом задании используются пары картинок. На одной картинке нарисована девочка, сидящая на скамейке, на другой — несколько девочек, сидящих на такой же скамейке.
Лежит на столе (что?) . (тетрадь).
Лежат на столе (что?) . (тетради, карандаши).
Стоит на окне (что?) . (цветок).
Стоят на окне (что?) . (цветы).
2 задание
. Установить, различает ли школьник мужской и женский род у глаголов прошедшего времени – 2 балла.
Материалом для обследования служат картинки. На одной из них изображена упавшая девочка, на другой — упавший мальчик. Ребенку объясняется, что девочку и мальчика зовут одинаково – Женя. Уточняется, запомнил ли ребенок имена детей. Далее предлагается угадать, о ком говорит экспериментатор — о мальчике или о девочке, и показать.
3 задание
. Установить, понимает ли школьник значения префиксальных изменений глагольных форм – 7 баллов.
На картинках изображаются противоположные действия, названия которых выражаются одной и той же основой глагола, но значения меняются в зависимости от приставок.
Ребенку предлагается показать:
Где мальчик входит, а где выходит!
Какая девочка наливает воду, а какая выливает воду?
Где самолет улетает, а где прилетает? Какой мальчик раздевается, а какой одевается? Где машина подъезжает, а где она уезжает? Какая дверь закрыта, а какая открыта? Какая машина нагружена, а какая разгружена?
4 задание
. Установить, понимает ли школьник залоговые отношения – 5 баллов.
Покажи, где девочка сама причесывается, а где девочку причесывает мама.
Где девочка причесывается сама, а где девочку причесывают!
Покажи, где мальчик одевается сам, а где мальчика одевают.
Где мальчик одевается, а где мальчика одевают?
Где девочка купается, а где девочку купают?
5 задание
. Установить, понимает ли школьник глаголы совершенного и несовершенного вида – 9 баллов.
Покажи, какая девочка моет руки, а какая девочка вымыла руки.
Лексический материал:
рисует — нарисовал
пишет — написал
снимает — снял
вешает — повесил
стирает — выстирал
режет — разрезал
пилит — распилил
льет — разлил — вылил.
6 задание
. Установить, понимает ли школьник предлоги, выражающие некоторые пространственные взаимоотношения двух предметов (исключается подсказывающая ситуация) – 9 баллов.
а) На стол ставят коробку с крышкой.
Ребенку дают кружочек из картона, предлагают положить кружочек на коробку, под коробку, в коробку, за коробку, перед коробкой.
б) На стол ставят две коробки с крышками. На глазах ребенка в одну из коробок экспериментатор кладет плоский предмет (кружок из картона). Другой такой же плоский предмет кладет под вторую коробку. Экспериментатор предлагает взять или достать предмет:
Возьми кружок из коробки.
Возьми кружок из-под коробки.
Достань карандаш (кружок), который лежит в коробке.
Достань карандаш (кружок), который лежит под коробкой.
7 задание
. Установить, различает ли школьник единственное и множественное число прилагательных – 4 балла.
- Слушай внимательно. Сейчас я буду говорить тебе об одной из этих картинок, а ты догадайся, какую картинку я называю.