Анализ результатов исследования
В результате проведения экспериментального исследования были получены следующие данные:
Рис. 1 Оценки по диктанту (%)
1 – оценки 2,3; 2 – оценки 4,5; 3 - оценки 6,7; 4 – оценки 8,9
Таким образом, в классе только 11,11 % детей написали диктант на оценки 8 и 9; половина класса (9 учащихся) получили оценки от 2 до 5.
Аграмматическая форма дисграфии диагностирована у 5 школьников. Это: Настя М., Влад К., Аня Ш., Полина С., Максим Г.
Результаты диагностики уровня сформированности грамматического строя речи следующие:
Рис. 1 Уровень сформированности грамматического строя речи
1 – высокий; 2 – средний; 3 – низкий
Анализ данных показал, что у 33,33 % детей достаточный уровень сформированности грамматического строя речи; у половины класса – средний и у 16,67 % – низкий.
Распространенные ошибки:
- окончаний имен существительных, местоимений, прилагательных;
- падежных и родовых окончаний количественных числительных;
- личных окончаний глаголов;
- окончаний глаголов в прошедшем времени;
- предложно-падежных конструкций.
Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, отсутствии сложноподчиненных конструкций.
Далее для проверки предположения о том, что наличие аграмматической дисграфии предполагает низкий уровень сформированности грамматического строя речи, был проведен корреляционный анализ. В ходе статистической обработки данных было выполнено:
1) Ранжирование значений А и В. Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;
2) Произведен подсчет разности между рангами А и В (колонка d);
3) Возведение каждой разности d в квадрат (колонка d2);
4) Подсчитана сумма квадратов;
5) Произведен расчет коэффициента ранговой корреляции rs по формуле:
6) Определены критические значения.
№ | Значения А | Ранг А | Значения В | Ранг B | d (ранг А - ранг В) | d2 |
1 | 2 | 1.5 | 9 | 2 |
-0.5 | 0.25 |
2 | 2 | 1.5 | 8 | 1 |
0.5 | 0.25 |
3 | 3 | 4 | 11 | 4 |
0 | 0 |
4 | 3 | 4 | 11 | 4 |
0 | 0 |
5 | 3 | 4 | 11 | 4 |
0 | 0 |
Суммы | 15 |
| 15 | 0 | 0.5 |