Организация логопедической работы по устранению аграмматической дисграфии

Другая особенность обучения на этом этапе заключается в продолжении работы по звуковому анализу. Совершенствование навыков звукового анализа необходимо по двум причинам: во-первых, не все дети достаточно хорошо усваивают материал предыдущего этапа обучения, во-вторых, усвоение материала обучения на втором этапе находится в прямой зависимости от умения анализировать звуковой состав слов, выделять одинаковые и разные сочетания звуков (букв), образующих морфемы.

При устранении предпосылок возникновения аграмматической дисграфии основная задача заключается в том, чтобы сформировать у ребенка морфологические и синтаксические обобщения, представления о морфологических элементах слова и о структуре предложения. Основные направления в работе: уточнение структуры предложения, развитие функции словоизменения и словообразования, работе по морфологическому анализу состава слова и с однокоренными словами.

Усвоение морфологической системы языка осуществляется в тесной связи с освоением структуры предложения. Работа над предложением

учитывает сложность структуры, последовательность появления различных его типов в онтогенезе. Работа над предложением строится по следующему плану:

1. Двусоставные предложения, включающие существительные в именительном падеже и глагол 3-го лица настоящего времени (дерево растет).

2. Другие двусоставные предложения.

3. Распространенные предложения из 3-4 слов: существительное, глагол и прямое дополнение (девочка моет куклу); предложения типа: Бабушка дает ленту внучке; Девочка гладит платок утюгом; Дети катаются с горки; Солнце светит ярко. В дальнейшем даются более сложные предложения.

Полезной является работа по распространению предложения с помощью слов, обозначающих признак предмета: Бабушка дает ленту внучке. – Бабушка дает внучке кранную ленту.

При построении предложения большое значение имеет опора на внешние схемы, идеограммы. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий, при обучении развернутым высказываниям на начальных этапах работы необходимо опираться на графические схемы, т. е. материализовать процесс построения речевого высказывания. С помощью значков и стрелок графические схемы помогают символизировать предметы и отношения между ними.

Первоначально детям объясняется метод составления предложения по наглядным схемам (фишкам) на материале 1-2 предложений. Например, предлагается картинка «Мальчик читает книгу». С помощью вопросов определяется субъект (мальчик), предикат (читает), объект действия (книгу). Каждый из выделенных элементов обозначается фишкой. Фишки соотносятся непосредственно с предметами и действиями, изображенными на картинке. Дети составляют предложение по картинке. В дальнейшем схему выкладываются не на картинке, а под ней.

39.jpg

Предлагаются различные графические схемы для предложений из трех элементов (Девочка рвет цве ты), из четырех элементов (Мальчик рисует дом карандашом).

Рекомендуются следующие виды заданий с использованием графической схемы: подбор предложений по данной графической схеме; запись их под соответствующей схемой (предлагаются две схемы); самостоятельное придумывание предложений по данной графической схеме; составление обобщенного представления о значении предложений, соответствующих одной графической схеме.

Например, предложения Девочка бежит; Мальчик рисует можно свести к одному обобщенному смыслу: кто-то выполняет какое-то действие (значение субъект — предикат).

После усвоения обобщенных значений нескольких структур предложений рекомендуется выбрать среди других те, которые имеют одинаковое с данным обобщенное грамматико-смысловое значение. Например, среди предложений: Девочка читает книгу; Мальчик ловит бабочку; Дети катаются с горки — выбрать те, значение которых сходно по структуре с предложением. Девочка рвет цветы.

Используют и такие виды заданий, как ответы на вопросы, самостоятельное составление предложений в устной и письменной форме.

При формировании функции словоизменения обращается внимание на изменение существительного по числам, падежам, употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного, изменение глагола прошедшего времени по лицам, числам и родам и т.д.

Последовательность работы определяется последовательностью появления форм словоизменения в онтогенезе.

Формирование функции словоизменения и словообразования осуществляется как в устной, так и в письменной речи.

Закрепление форм словоизменения и словообразования сначала проводится в слове, затем в словосочетаниях, предложениях и текстах.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Примерные темы занятий

Цели занятий

Развитие речевого анализа и син­теза на уровне текста (предложе­ния):

а) интонационное оформление предложений в устной речи;

б) дифференциация предложений по теме высказывания;

в) развитие анализа текста из предложений;

г)грамматическое оформление предложений на письме

• Сформировать (закрепить) навык выделения предложения из речево­го потока.

• Сформировать (закрепить) навык смыслового и интонационного оформления предложения в устной речи.

• Формировать (закреплять) умение определить количество предложе­ний в тексте.

• Формировать (закреплять) навык грамматического оформления предложения на письме

Развитие речевого анализа и син­теза на уровне предложения (сло­ва):

а)дифференциация понятий «предложение», «слово»;

б) развитие анализа предложений на слова;

в)определение количества, после­довательности слов в предложении

• Уточнить (закрепить) понятия «предложение», «слово».

• Формировать (закреплять) навык определения количества и последо­вательности слов в предложении

Развитие фонематического вос­приятия, представлений, диффе­ренциации:

а)звуки речи и неречевые звуки; образование неречевых звуков;

б)«звук» — «буква»: дифферен­циация понятий;

в) гласные звуки и буквы («а», «о», «у», «э», «ы»); выделение гласных звуков I ряда из звукового ряда, слога, слова;

г) согласные звуки и буквы;

д)дифференциация гласных и согласных звуков и букв

• Сформировать понятие «звук ре­чи» Познакомить со способами образования звуков речи.

• Сформировать (уточнить, закре­пить) понятие о букве как о графи­ческом образе звука

• Развивать фонематическое вос­приятие, слоговой и фонематиче­ский анализ и синтез, фонематиче­ские представления.

• Развивать фонематическое вос­приятие, слоговой и фонематиче­ский анализ и синтез, фонематиче­ские представления.

• Развивать (закреплять) умение различать на слух гласные и со­гласные фонемы

Развитие речевого анализа и син­теза на уровне слога:

а) слогообразующая функция гласных;

б) ударение; ударный слог

• Развивать слоговой анализ и син­тез на материале слов различной слоговой структуры.

• Сформировать (закрепить) навык определения ударного слога в сло­вах

Развитие фонематических пред­ставлений, звукобуквенного ана­лиза и синтеза слов:

а) гласные звуки и буквы; образо­вание гласных II ряда;

б) развитие звукобуквенного ана­лиза и синтеза слов с гласными «я», «е», «е», «ю»:

— в начале слова,

— в середине и в конце слова по­сле гласной,

— в середине и конце слова после разделительного «ь»

• Познакомить со способом образо­вания гласных II ряда.

• Сформировать (уточнить, закре­пить) навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированными гласными в начале слова.

• Сформировать (уточнить, закре­пить) навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированным в середине и конце слова после гласной.

• Сформировать (уточнить, закре­пить) навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированным в середине и конце слова после разделительного мяг­кого знака

Развитие фонематических дифференцировок на материале твердых и мягких согласных:

а) дифференциация твердых и мягких согласных;

б) буквы «а—я» после твердых и мягких согласных:

— в слогах и словах,

— в словах и словосочетаниях,

— в предложениях и текстах;

в) буквы «о—е» после твердых и мягких согласных:

— в слогах и словах,

— в словах и словосочетаниях,

— в предложениях и текстах;

г) буквы «у—ю» после твердых и мягких согласных:

— в слогах и словах,

— в словах и словосочетаниях,

— в предложениях и текстах;

д) буквы «ы—и» после твердых и мягких согласных:

— в слогах и словах,

— в словах и словосочетаниях,

— в предложениях и текстах;

е) буква «ь» после мягких соглас­ных на конце слов;

ж) буква «ь» после мягких соглас­ных в середине слов

• Уточнить, сравнить артикуляцию и звучание твердых и мягких согласных.

• Сформировать (закрепить) навык употребления букв «а—я» после твердых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах

• Сформировать (закрепить) навык употребления букв «о—е» после твердых и мягких согласных на письме: в слогах, словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах.

• Сформировать (закрепить) навык употребления букв «у—ю» после твердых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах.

• Сформировать (закрепить) навык употребления букв «ы—и» после твердых и мягких согласных на письме: в слогах, словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах.

• Сформировать (закрепить) навык употребления на письме буквы «ь» после мягких согласных на конце слова.

• Сформировать (закрепить) навык употребления на письме буквы «ь» после мягких согласных в середине слова

Дифференциация гласных звуков [о-у]:

— в изолированной позиции;

— в слогах и словах;

— в словосочетаниях и предложе­ниях;

— в текстах.

Дифференциация гласных звуков [о—у] после мягких согласных. Обозначение мягких согласных на письме буквами «е—ю»

• Развивать фонематическую диф­ференциацию звуков [о—у]:

— в изолированной позиции;

— в слогах и словах;

— в словосочетаниях и предложе­ниях;

— в текстах.

• Развивать фонематическую диф­ференциацию звуков [о—у]. Сфор­мировать (закрепить) навык упот­ребления на письме букв «е—ю» после мягких согласных

• Развитие зрительной дифферен­циации на материале букв «о—а». (Сначала провести работу

по фонематической дифференциа­ции гласных звуков [о—а].)

• Развитие зрительной дифферен­циации на материале букв

«и—ы». (Сначала провести работу по фонематической дифференциа­ции гласных звуков [и—ы].)

• Развитие зрительной дифферен­циации на материале букв «и—у». (Сначала провести работу по фо­нематической дифференциации гласных звуков [и—у].)

• Развитие зрительной дифферен­циации на материале букв «и—у». (Сначала провести работу по фо­нематической дифференциации гласных звуков [и—у].)

• Развитие зрительной дифферен­циации на материале букв «и—е». (Сначала провести работу по фо­нематической дифференциации гласных звуков [и—е].)

• Развивать зрительную дифферен­циацию строчных букв «о—а»: — в изолированной позиции;

— в слогах и словах;

— в словосочетаниях и предложе­ниях;

— в текстах.

• Развивать зрительную дифферен­циацию строчных букв «и—ы»:

— в изолированной позиции;

— в слогах и словах;

— в словосочетаниях и предложе­ниях;

— в текстах.

• Развивать зрительную дифферен­циацию строчных букв «и—у»:

— в изолированной позиции;

— в слогах и словах;

— в словосочетаниях и предложениях;

— в текстах.

• Развивать зрительную дифферен­циацию строчных букв «ы—у»:

— в изолированной позиции;

— в слогах и словах;

— в словосочетаниях и предложениях;

— в текстах.

• Развивать зрительную дифферен­циацию строчных букв «и—е»:

— в изолированной позиции;

— в слогах и словах;

— в словосочетаниях и предложе­ниях;

— в текстах

Развитие фонематических дифференцировок на материале звонких и глухих согласных.

Дифферен­циация звуков [с—з]:

— в изолированной позиции;

— в слогах и словах;

— в словосочетаниях и предложе­ниях;

— в текстах.

Аналогично ведется работа с ос­тальными парными звонкими и глухими согласными: [в—ф], [б—п], [д—т], [з—с], [г—к] (твер­дые и мягкие), [ж—ш]

• Уточнить, сравнить артикуляцию звуков [с—з].

• Развивать фонематическую диф­ференциацию звуков [с—з]:

— в изолированной позиции;

— в слогах и словах;

— в словосочетаниях и предложе­ниях;

— в текстах

Развитие фонематических дифференцировок в группе:

— свистящих — шипящих;

— аффрикат и звуков, входящих в их состав ([с—ш], [с—ц], [ш—ч], [Ц—т']).

 

Развитие зрительной дифференциации:

— строчных букв «п—т»,

«л—м», «х—ж», «к—н»,

«т—н», «п—н», «ш—щ», «и—ш»,

«б-Д», «б-В», «Д-В», «Д-3»,

«р—з», «п—р», «к—н», «к—т»,

«к—п», «н—т», «н—п»;

— заглавных букв «П—Т»,

«Л—М», «X—Ж», «К—Н»,

«Ш—Щ», «И—Ш»

• Развивать зрительную дифференциацию строчных букв «п—т»,

«л—м», <«—ж», «к—н», «т—н»,

«п—н», «ш—щ», «и—ш»,

«б-Д», «б-В», «Д-В», «Д-3»,

«р—з», «п—р», «к—н», «к—т»,

«к—п», «н—т», «н—п».

• Развивать зрительную дифференциацию заглавных букв «П—Т»,

«Л—М», «X—Ж», «К—Н»,

«Ш—Щ», «И—Ш»

Активизация словарного запаса,

восполнение пробелов в области

лексико-грамматического строя речи:

а) лексика:

— слова, называющие предметы,

явления природы (3—4-е классы

— имя существительное),

— слова, обозначающие действие

предмета (3—4-е классы — глагол),

— слова, обозначающие признаки

предмета (3—4-е классы — имя прилагательное),

— слова-антонимы,

— слова-синонимы,

— слова-омонимы;

б) словообразование:

лексико-грамматического строя речи:

а) лексика:

— слова, называющие предметы,

явления природы (3—4-е классы

— имя существительное),

— слова, обозначающие действие

предмета (3—4-е классы — гла-

гол),

— слова, обозначающие признаки

предмета (3—4-е классы — имя

прилагательное),

— слова-антонимы,

— слова-синонимы,

— слова-омонимы;

б) словообразование:

— состав слова (корень, родственные слова),

— развитие функции словообразования (приставки),

— развитие функции словообразования (суффиксы),

— обогащение, актуализация словарного запаса;

в) обогащение знаний о составе слова;

г) развитие, совершенствование лек­сико-грамматического оформления речи:

— предлоги; дифференциация пред­логов и приставок,

— уточнение (развитие) навыка со­гласования имен прилагательных с существительными (в роде, числе, падеже);

д) развитие навыков связного выска­зывания (по Ястребовой):

— текст; анализ содержания; логиче­ская последовательность,

— сообщение; конструирование пове­ствовательного сообщения; работа над планом; виды работ: составление рассказов по плану; закончить рассказ по заданному началу; составить рас­сказ по данному концу; составить к рассказу заключение (вступление); составить рассказ по опорным словам; составить рассказ на заданную тему по опорным словам; составить рассказ на заданную тему на основании на­блюдения; составить рассказ-описа­ние; составить письмо; составить рас­сказ по картине; написать заметку в стенную газету; передать содержание стихотворения своими словами.

• Уточнить значения имеющихся у

учащихся слов.

• Продолжать обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи.

• Уточнить (закрепить) знания о составе слова.

Формировать умение подбирать родственные слова.

• Уточнить значения приставок.

Развивать (закреплять) умение образовывать новые слова с помощью

приставок.

• Уточнить значения суффиксов.

Развивать (закреплять) умение образовывать новые слова с помощью

суффиксов.

• Уточнить лексическое значение

слов, образованных с помощью

различных групп суффиксов.

• Обобщить (закрепить) знания о

морфологическом составе слова.

• Формировать навык использования различных способов словообразования:

• Уточнить лексические значения различных предлогов.

• Формировать (закреплять) уме­ние согласовывать слова в слово­сочетаниях, предложениях, моде­лях различных синтаксических конструкций.

• Формировать навыки: програм­мирования смысла и смысловой структуры высказывания; уста­новления логики (связности, по­следовательности) изложения.

• Отбирать языковые средства, адекватные смысловой концеп­ции, для построения высказыва­ния в тех или иных целях обще­ния (передача содержания текста, сюжетной картины, рассуждение, доказательство)

Перейти на страницу: 1 2 3