Алкоголизм
Алкоголизм, как соматическое заболевание, гораздо более вреден, чем курение. Эта вреднейшая привычка наносит огромный ущерб не только самому выпивающему, но и обществу в целом, причем на протяжении почти всей истории развития человеческого общества.
Как правило, употребление алкоголя в среде подростков связано либо с самоутверждением, либо с улучшением настроения, либо с облегчением контактов и лишь очень редко с поиском новых ощущений. Обычно явление у подростков – употребление алкоголя в компании.
«Чувство солидарности, стремление идентифицировать себя с группой – вот одна из главных причин приобщения подростков к регулярному употреблению алкоголя. Как говорят сами подростки, употребление спиртного в компании делает всех равными, все становятся «друзьями» и «близкими».[60]
Практически не встречаются среди подростков алкоголики, употребляющие спиртное в одиночку.
также эпизодическое употребление алкоголя влекут обстоятельства жизни подростка: неорганизованное свободное время, доступность спиртного, наличие карманных денег. На этом этапе еще отсутствует патологическое влечение к алкоголю, что доказывает отсутствие у подростков соматовегетативных расстройств и поведенческих эффектов.[61] Проще говоря, алкоголик с патологической зависимостью: «есть вино – пьет, нет вина ищет», у подростков такой зависимости пока нет, поэтому для большинства из них: «нет вина и не надо».
Гораздо страшнее второй этап, когда наступают аффективные расстройства, особенно когда прием спиртного следует за психотравмирующей ситуацией или совпадает с плохим настроением. За этим наступает уже синдром алкогольной зависимости, который превращает нормально развивающегося подростка в дегенерата.
Опьянение у подростков также имеет свои особенности. Сначала следует период эйфории, при котором наблюдается довольство собой, беспричинная радость, благодушие, прилив сил, но этот период непродолжителен. При многократном употреблении алкоголя этот период сокращается до нескольких минут и затем сменяется агрессивностью и раздражительностью, конфликтностью. Этот второй этап алкогольного опьянения более продолжителен и более опасен, ведь подросток совершает необдуманные действия, затевает драки, иногда может совершать уголовно-наказуемые поступки.[62]
При этом характер опьянения у подростков зависит не столько от вида алкогольного напитка, его дозы и быстроты приема, сколько от характера психического состояния подростка, предшествовавшего выпивке: «с горя», «с радости», «отмечает» и т.д., а также от физической кондиции подростка («сколько ему надо») и уровня усталости и утомленности. Еще одна особенность подросткового пьянства: более крупные дозы, чем у взрослых. Если взрослые дозы взрослых свидетельствуют о том, что человек стал алкоголиком, то у подростков подобное не говорит ни о чем. Многие подростки, редко употребляющие алкоголь, доводят свою дозу до 1,5-2 литра водки.[63]
Поэтому среди подростков еще незначительное число полных алкоголиков. Но нельзя забывать, что с возрастом пристрастие к вину вырастает, и тот, кто в юности всего лишь употреблял вино в компании, или от случая к случаю в дальнейшем может опуститься до настоящего алкоголизма, особенно если у него слабая сила воли или генетическая предрасположенность к алкоголю (родители - алкоголики и т.д.).[64]
Т.о. основными способами борьбы с подростковым алкоголизмом являются беседы с подростками на тему о вреде и опасности пьянства, украшенные живыми примерами из жизни конкретных подростков с конкретными фактами и конкретными людьми, организация досуга подростков, контроль за их деятельностью в свободное время, контроль за наличием карманных денег у подростков и куда он их тратит. Основную роль в этом должны играть, безусловно, родители. Хотя школа и воспитательные заведения должны также следить за этим: особенно проводить беседы не только с подростками, но и с их родителями, помогать родителям в контроле за их детьми.[65]
Последствия алкоголизма страшны. Во-первых, вырабатывается алкогольная зависимость, когда человек без бутылки не ощущает и не представляет своей жизни. Кроме этого идет разрушение всей центральной нервной системы, затормаживаются процессы протекания нервных возбуждений и торможений, ухудшается реакция и нарушаются двигательные функции. Следствием разрушения Ц.Н.С. становится резкое ухудшение памяти, снижение коэффициента умственной деятельности. Кроме этого идет разрушение эндокринной системы, нарушения в работе поло-выделительной системы, разрушается печень (цирроз печени) т.е. нарушается вся деятельность организма. Человек становится дегенератом, умственным и физическим, его преследуют неудачи в работе и личной жизни, вся его жизнь перечеркнута.