Работа над текстом установочных и обобщающих лекций
какие обобщения выявить (обобщение - это мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам);
какой учебный материал и как систематизировать;
какие общие закономерности и принципы удалось выявить;
какими материалами следует дополнить текст;
как и по каким параметрам можно провести сравнительный анализ материалов обобщающих лекций.
Система работы над материалами обобщающих лекций входит и в выполнение определенных заданий по тексту лекций.
Задания можно разделить на три уровня.
Задания репродуктивного уровня (составить развернутый план обобщающей лекции, составить тезисы по материалам лекции).
Задания продуктивного уровня (ответить на вопросы проблемного характера, составить опорный конспект по схеме, выявить основные тенденции развития проблемы).
Задания творческого уровня (составить проверочные тесты по теме, защитить реферат и графические темы по данной проблеме).
Студенту-заочнику, дистантнику не могут быть даны полные лекционные курсы по предмету, в том числе по педагогике. Ему представляются варианты лекционных курсов по введению в специальность, по основам педагогики, дидактике и теории воспитания, варианты лекций и занятий по истории педагогики и ряд других специальных курсов. Все они носят обобщающий характер, в них выделены наиболее актуальные научные и практические проблемы, в том числе и из тех областей фундаментальных знаний, которые еще не нашли практического применения. Это очень важно понимать учащемуся, так как именно на спецкурсах он может начать свое исследование, включившись в учебную и научно-исследовательскую работу студента.
Обобщающая лекция по проблеме социализации личности включает в себя актуальную тему "Образовательная среда". В Концепции университета записано: "Образование приобретается благодаря действию человека в специально организованной среде. Образовательная среда учит извлекать познания из собственной деятельности, из наблюдений и восприятии".