Контрольные задания и листы самоконтроля уровня знаний
Проверка уровня знаний, умений и навыков студентов проводится в соответствии с требованиями, изложенными в стандартах, и ожидаемыми результатами по итогам каждого курса, а также с учетом начального уровня знаний и способностей студента.
Индивидуально-ориентированное обучение как главный принцип современного образования, предполагает и ряд дифференцированных заданий трех уровней - репродуктивного, продуктивного и творческого.
Особенно важно, чтобы в контрольных заданиях чаще использовались задания творческого уровня - на развитие критического мышления, исследовательских умений (сравнить, систематизировать, найти логическую ошибку, ее причину, оценить преимущества и недостатки, привести аргументы и контраргументы, составить проверочные тесты по теме, защитить реферат по проблеме) и достижения нового знания.
В нашей практике используются рейтинговые системы - по условным учебным единицам оценивается то или иное самостоятельное задание[3].
Использование рейтинговой методики особенно помогает в организации самостоятельной работы и со студентами-дистантниками, и с заочниками, как по отдельным проблемам, так и по любому заданию и по всем видам учебной нагрузки за семестр.
Если преподаватель хочет проверить, как студент работает над проблемой, то оценка заданий производится в комплексе (выполнены все 15 заданий - "отлично", 10 заданий - "хорошо" и т.д.).
Если преподаватель оценивает все практические задания за семестр на 150 условных единиц, то "отлично" - 100 условных единиц, "хорошо" - 80, "удовлетворительно" - 60, из них: обобщающее задание -30, исследовательское задание - 50 условных единиц.
Для оперативной информации о результатах всей учебно-познавательной деятельности студентов-заочников можно провести мониторинговые исследования по вопросам:
планирование развития психолого-педагогических знаний на курсе,
факультете;
результативность нововведений (спецкурсов, специализаций и т.д.);
качество работы преподавателей и студентов;
соотношение инвариантной и вариативной части базисного учебного
плана.
Мониторинг демонстрирует лишь общую картину действий всех факторов, влияющих на обучение, а также показывает по итогам результативности направления, нуждающиеся в более детальном исследовании.
Методика проведения мониторинга заключается в следующем:
выделяются учебные дисциплины, составляющие определенную образовательную область;
определяются сроки проведения (например посеместровые);
выделяется количественный состав учащихся;
выписывается таблица оценок учащихся по всем предметам;
вычисляется индивидуальный средний балл по группе и т.д.
Понимая значимость этих общих мер комплексной проверки результативности образования, следует учесть особое значение системности и последовательности контроля со стороны каждого преподавателя и самоконтроля знаний со стороны студентов. В нашей практике для контроля за деятельностью студентов используются системы контрольных вопросов по каждой теме, контрольно-срезовые задания по отдельным вопросам, темам, проблемам.
Коллективно-познавательная деятельность также предполагает разные типы контроля со стороны студентов - в парной и групповой деятельности (листы взаимоконтроля, таблицы, сводные таблицы по анализу занятия в группе и др.).
Особое внимание мы придаем контрольно-срезовым заданиям, проводимым по итогам темы. Каждое задание имеет не менее трех взаимосвязанных вопросов, позволяющих не только провести "срез" знаний студентов по теме, но и подумать над педагогической технологией подачи данной темы в условиях разных категорий обучающихся.