Цели воспитания в современной школе

По закону рынка потребности клиента-родителя становятся целями деятельности негосударственной школы. Причём - прагматическими, достижимыми, по нашей терминологии, конкретными целями.

Для полноты картины сравним цели частной школы современной России с целями элитных образовательных учреждений России XIX - начала XX вв. -классических гимназий, а также с целями современной частной школы США.

Подготовка гимназистов в университет («пропедевтическая цель», на языке того времени) изначально была главной целью отечественной гимназии. В XIX веке это, в общем, воспринималось как должное. Но с начала XX в. рост демократических настроений в обществе, растущее осознание ценности общего образования и, в частности, его развивающих задач вызвало резкую критику гимназического образования. В особенности - его исключительную нацеленность на подготовку в университеты. «Образование, получаемое в гимназиях < .> лишено приспособляемости к запросам большинства населения, так как, нося чисто пропедевтический характер, оно лишено законченности не только в первой половине, но даже по полному окончанию в них курса» (2),- отмечалось в многочисленных дореволюционных проектах реформы школы.

Таким образом, несоответствие между конкретными «пропедевтическими» целями гимназии и её абстрактными целями, понимаемыми как формирование человека, развитого нравственно, умственно и физически, получившего широкое и вполне законченное общее образование, понималось уже тогда.

Современные американские частные школы, ориентированные на формирование общественной элиты, напротив, ориентируются в первую очередь именно на цели фундаментального общего образования. В этом они скорее сродни «советской гимназии» 1950-х гг., чем русской гимназии конца XIX - начала XX вв. Цели, связанные с подготовкой в престижные вузы перед этими школами, в общем, не стоит. Проблема «поступаемости» решается на ином, не школьном уровне. Зато крайне важной оказывается другая конкретная цель: в элитных школах завязываются столь необходимые связи между будущими бизнесменами и финансистами, адвокатами и политиками. Между прочим, социальная элита американского общества стремится отдавать своих детей в такие школы именно по причине совпадения с этой целью школы своих собственных прагматических целей (3). И всё же, как видим, эта цель, по всей видимости, главная для «заказчика» не становится единственной целью школы, дополняясь более абстрактной общеобразовательной целью, чем достигается необходимый баланс.

Проанализировав результаты анкетирования в московских школах, мы решили провести опрос преподавателей в нашем университете. Было опрошено 50 человек с разных институтов.

Ниже представлен образец анкеты, которые заполняли преподаватели, а далее представлены обработанные результаты опроса.

Перейти на страницу: 1 2