Обучение аудированию на коммуникативной основе в начальной школе с развивающей системой обучения
Группа 1. Упражнения, направленные на снятие лингвистических трудностей, например:
— фонетических («Прослушай слова. Подними руку в том случае, если услышишь звук [æ]»—учитель называет слова с разными гласными);
— грамматических («Прослушай слова. Подними руку, если услышишь существительное во множественном числе».);
— лексических («Прослушай слова. Подними руку, если услышишь слова, обозначающие цвет».).
Группа 2. Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти («Прослушай слова и постарайся их запомнить. Затем воспроизведи эти слова».).
Группа 3. Упражнения, направленные на развитие внимания учащихся («Прослушай и скажи, как зовут сестру Майка:
I've got a sister. Her name is Ann. Mike hasn't got a sister. He has got a brother».).
Группа 4. Упражнения, направленные на развитие воображения («Прослушай и передай одним словом: The place where we play sports games».).
Группа 5. Упражнения, направленные на развитие логического мышления («Прослушай предложения. Скажи, правильно ли (логично ли) они расположены: It's red. I've got a ball. или Her name is Mary. I've got a sister».).
Помимо того, что аудирование используется как средство обучения, оно является и
целью обучения. В первом классе это прослушивание связного текста в звукозаписи или прочитанного учителем. Неспециальные упражнения, направленные на обучение не только аудированию, но через него говорению, чтению, письму. Т.е. цель этих упражнений: обучать аудированию как средству обучения другим видам речевой деятельности. К эти упражнениям относятся следующие:
1) Упражнения для обучения диалогической речи «со стороны»:
- прослушайте диалог, составьте аналогичный на ту же тему;
- прослушайте начало диалога, составьте его окончание;
- прослушайте фонозапись, кинофрагмент, перескажите разговор действующих лиц;
- выделите новую для вас информацию;
2) Упражнения для восприятия диалоговой речи при участии в диалоге:
- прослушайте ряд вопросов, записанных на пленку. Дайте развернутые ответы в отведенной для этого паузе;
- прослушайте начало диалога (полилога), продолжайте его в парной работе;
3) Упражнения для обучения восприятию монологической речи:
- прослушайте текст, ответьте развернуто на вопросы;
- просмотрите фильм (диафильм), объясните его основную идею;
- выделите в речевом сообщении куски и озаглавьте их;
- прослушайте текст, составьте рецензию на него, используя следующий план: а) тема сообщения, б) действующие лица, в) краткое изложение содержания, г) основная идея.
Последовательность работы с текстом:
— снятие трудностей (если есть новые слова, надо ознакомить с ними учащихся),
— установка на первое прослушивание,
— первое прослушивание,
— проверка понимания, исходя из установки на первое прослушивание,
— установка на второе прослушивание,
— второе прослушивание,
— проверка понимания, исходя из второй установки. Далее можно использовать текст для организации обучения говорению.
От путей обучения перейдем к этапам обучения. Существует две точки зрения на этапы обучения аудированию.
Елухина Н.В. предлагает два этапа:
1) слушание текста и проверка понимания прослушанного,
2) работа по развитию базисных умений аудирования.
Вторая точка зрения объединяет то, что было достигнуто до Елухиной и после нее. И так, ход работы с каждым текстом для аудирования:
1) подготовка к прослушиванию;
2) само аудирование текста и проверка его понимания;
3) специальные упражнения на развитие базисных умений;
4) не специальные упражнения.
Подготовительные упражнения. И так, на первом этапе выполняются подготовительные упражнения. Учитывая количество речевых единиц, которые учащиеся могут целиком узнавать в потоке связанной речи, облегчает непосредственное понимание смысл речи при слуховом восприятии, очень важно широко применять подготовительные упражнения, цель которых – тренировка слухового восприятия целых предложений и словосочетаний.