Анализ учебника и работа учителя на уроке (с точки зрения развития аудитивных навыков)
Дети приходят в школу, обладая большим опытом слушания на родном языке. Они способны долго и внимательно слушать сказки или рассказы, задавать уточняющие вопросы, переспрашивать. К сожалению, эта любознательность в школе часто утрачивается. Обучение аудированию на английском языке строится так, чтобы поддержать уже сложившиеся умения и постепенно развивать их.
При обучении по УМК "Enjoy English" ставится задача — научить детей понимать речь учителя и одноклассников в нормальном темпе, включающую распоряжения по ходу урока. Но далее дети прослушивают описательные тексты в форме загадок, что требует полной мобилизации внимания, а иногда и уточнения, переспроса, т. е. – подлинно аудитивной деятельности. На завершающем этапе аудирование проводится на развернутых фабульных текстах, которые содержат некоторый процент незнакомых лексических и грамматических явлений, доступных для понимания по контексту. Чем раньше дети столкнутся с такими текстами, тем лучше будет формироваться умение воспринимать английскую речь на слух. Объем текста для аудирования — в 10 фраз, каждая из которых содержит не более 7 слов.
Но этого не достаточно. Учителя иностранного сами включают в уроки аудитивный материал. Так например на начальном этапе урока (фонетическая зарядка) используются рифмовки, песенки, скороговорки, которые ребенок запоминает на слух, пытается на слух уловить смысл, а затем повторяет за учителем, изобилие рифмовок на движение делает возможным применение аудитивных навыков даже во время проведения так называемой физ-минутки.
Четверть занятий (с 1 по 37) содержит только 9 упражнений на обучение аудированию как цели. Далее, на протяжении всего учебника количество упражнений увеличивается, но аудирование теперь выступает не только как цель достижения аудитивных навыков, но и как средство обучения говорению, чтению и даже письму. Увеличивается степень сложности заданий. Сначала были слова, похожие по произношению на русские (интернациональные слова), чтоб приучить детей к иностранному акценту и прогнать страх перед иноязычной речью. Затем, после того, как дети ознакомятся со звуковым составом чужого языка, вводятся слова уже изученные и еще не знакомые. А уже от слова постепенно переходят к восприятию на слух связных по смыслу предложений. И когда, в уроке №54, дети сталкиваются с большим текстом о мальчике Нике и его друзьях, дети спокойно воспринимают его и правильно, без затруднений, отвечают на вопросы. Это связано с тем, что с самого начала учитель стремился развивать умение воспринимать речь на слух (умение слушать и понять услышанное), развивал умение по ключевым словам определять смысл, опираясь на догадку и на логические выводы. А так же связано с тем, что благодаря систематическому разучиванию рифмовок, песенок и стихотворений, ребята могут удерживать в памяти большой объем информации (в данном случае текста). Большое значение имеет и то, что урок ведется, в основном, на английском языке и дети имеют возможность на протяжении 30-40 минут воспринимать иностранную речь.
Роль учителя трудно недооценить… От учителя зависит выбор методов и средств обучения. Одно и тоже упражнение можно использовать совершенно по разному, в зависимости от поставленных целей данного занятия.