Заключение.
На современном этапе развития образования утверждается в качестве одного из первостепенных факторов в решении проблем как собственно национального, так и глобального характера. Это усиливает необходимость осмысления целей, ценностей, тенденций развития образования.
Нами были рассмотрены различные взгляды на сущность педагогической деятельности и выявлены основные требования к личности педагога. В литературе имеются противоположные мнения и требования к подготовке будущих учителей. Главное чтобы педагог обладал фундаментальным, широким знанием предмета преподавания, так утверждает А.И. Щербаков. Н.В. Кузьмина, А.Н. Митина, А.К. Маркова, В.И. Слободчиков считают, что решение современных задач может осуществлять только педагог, умеющий работать с детской субъективностью.
Исходя из этого ведущей задачей профессионально-педагогической подготовки студентов в педагогическом ВУЗе следует считать формирование и развитие личности педагога.
Эффективное решение этой задачи возможно только при условии, если в содержании профессиональной подготовки будет включена, в первую очередь, культура педагогического мышления, основанного на глобальном теоретическом осмыслении как педагогической, так и социальной действительности, осознание закономерностей и принципов педагогического процесса, на предвидение результатов деятельности.
Между тем изучение опыта использования психолого-педагогических дисциплин в профессиональной подготовке будущих педагогов обнаружено отсутствие активных методов развития их профессионального мышления.
Поэтому перед нами возникла задача разработать практикум по психологии обучения, так чтобы он отвечал требованиям активных методов. Для этого изучили понятие, выявили принципы активных методов обучения. Опираясь на эти знания, мы создали видеопрактикум.
Апробация и внедрение нашей работы осуществлялась на кафедре психологии НТГПИ, где было подтверждено то, что видеопрактикум действительно является активным методом формирования профессионального мышления студентов, т.к. целенаправленно активизирует их учебно-познавательную деятельность. Это достигается тем, что:
1. Занятия содержат такие записи уроков и подобранные к ним задания, которые позволяют обнажить механизм педагогического взаимодействия учителя и учащегося в образовательном процессе;
2. Видеозаписи подобраны по принципу противопоставления;
3. Структура занятий включает в себя в качестве обязательных компонентов:
- Подготовительный этап направленный на активизацию знаний по рассматриваемой проблеме;
- Увлекательный просмотр видеоматериалов;
- Заключительный этап с рефлексивным анализом и дискуссией по заданным вопросам.
Итак, при регулярном проведении таких видеопрактикумов создаются благоприятные условия для формирования рефлексии – ценного качества профессионального педагогического мышления.
Мы выражаем благодарность педагогам школ №№ 34, 43, 86 Апиненковой Е.В., Баженовой А.В., Добротворской А.К., Карасевой Г.С., Масленниковой О.Е., Мингазовой Т.В.,Мингалевой Е.Е., Некрасовой В.В., Скакун Т.В., Славновой С.В., Тиуновой Е.В., Чухаревой Г.Л. за проведенные ими уроки для создания видеоматериала и видеопрактикума.