Типы уроков
В этой классификации уроков, если ее применять к истории как предмету преподавания, вызывает большие сомнения выделение в специальный тип проблемного урока с творческим применением знаний и умений. В практике преподавания такие уроки встречаются крайне редко. Представляется, что проблемность и творческие задания должны применяться в любом типе урока, если его содержание и подготовленность класса открывают такую возможность. Нет необходимости вводить, как особый тип, урок закрепления, отрывая его от контроля знаний и умений.
Программой по истории для закрепления знаний, по наиболее важным и трудным темам и разделам запланированы уроки обобщения.
Опираясь на упомянутую дидактическую концепцию типизации уроков и другие типы уроков, учитывая необходимость обучения учащихся рациональным приемам деятельности по формированию умений и всемерную интенсификацию их самостоятельной работы как на воспроизводящем, так и на творческом уровне, наиболее приемлемыми можно считать следующие типы: 1) уроки изучения нового материала, излагаемого учителем; 2) уроки обсуждения нового материала, подготовленного самостоятельно дома по учебнику. В практике такой тип урока встречается пока нечасто, но современные учебники истории значительно расширяют возможности таких уроков; 3) комбинированные уроки. Иначе их называют составными, т. е. содержащими все звенья процесса обучения; 4) уроки применения знаний и формирования умений и навыков. Их можно назвать лабораторными. 5) уроки обобщения или повторительно - обобщающие; 6) уроки повторения, проверки знаний и умений.
Выбирая тип урока, учитель руководствуется прежде всего особенностями содержания подлежащего изучению учебного материала, его объемом и возрастом учащихся. Если учебный материал весьма важен в воспитательном плане, учитель выберет комбинированный тип урока с неполным набором звеньев процесса обучения или урок изложения нового материала. Так, урок «Куликовская битва» целиком посвящается изучению нового материала методом рассказа учителя. Взятый сам по себе исторический материал этого урока не так уж и сложен для учащихся, но основная его задача — раскрыть величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее ордынское войско и положившего начало освобождению Руси от ига монголо-татарских ханов. Конкретно-исторический материал содержит большой нравственный потенциал. Рассматривается горячая любовь к Родине русских воинов, князя Дмитрия, воеводы Боброка, их готовность отдать за ее свободу самое дорогое — жизнь. На уроке героям противопоставляется предательская позиция рязанского князя Олега и нижегородских кня- зей. Учащиеся делают выводы нравственного порядка о низости предательства, лжи и трусости. Материал о героическом подвиге русского народа на Куликовом поле в 1380 г. с ярким описанием событий, выразительными характеристиками конкретных людей воспитывает патриотические чувства учащихся.
По ходу урока учащиеся закрепляют умение работать с исторической картой и картой-схемой. В ходе рассказа учителя или в конце урока обсуждаются один из таких, например, вопросов: почему русский народ победил в Куликовской битве? Какие действия полководцев русского войска способствовали победе? В чем заключалось историческое значение победы на поле Куликовом?
Урок изучения нового материала весьма часто строится на сочетании изложения учителя, беседы и самостоятельной работы учащихся с текстовыми или наглядными источниками информации. Он характеризуется многообразием методических приемов, призванных формировать различные умения учащихся, активизировать их деятельность как на репродуктивном, так и на творческом уровне, что обеспечивается постановкой и решением проблемных вопросов и заданий.
Умения работать с книгой, строить связный пересказ содержания параграфа, исторической картины, других видов иллюстративного материала, самостоятельно формулировать выводы, анализировать и обобщать исторические факты на основе их описания в учебнике, документах, наглядных пособиях, составлять простой и развернутый план, тезисы, реферат и многие другие, перечисленные в программе, наиболее интенсивно формируются в V—VIII классах в ходе обсуждения нового материала, подготовленного дома по учебнику. Уроки такого типа характеризуются постановкой специальных упражнений с показом учителем того, как надо подготовить урок дома, на что обратить внимание, над какими вопросами подумать. Предварительное ознакомление с новым материалом по учебнику дома расширяет возможности для прочного усвоения основного содержания и формирования различных умений учащихся. Обсуждая с учениками полученную из учебника информацию, учитель разъясняет трудные вопросы, приводит дополнительные яркие факты, обращает внимание на иллюстративный материал и др.