Виды уроков
Каждый из названных типов уроков в зависимости от характера деятельности учителя и учащихся и используемых источников знаний подразделяется на уроки различного вида. При этом вид урока определяется основным методом организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и преобладающим на данном уроке источником знаний.
Так, уроки изучения нового материала имеют следующие виды: лекция, беседа, самостоятельная работа- с учебником или с текстом исторического документа, кино- или телеурок, урок-экскурсия, семинарское занятие. Повторительно - обобщающие уроки могут быть посвящены обобщению и систематизации знаний по отдельной теме, или проблеме курса, или же итоговому повторению основных тем (проблем) всего изученного в данном классе курса. Различны и виды таких уроков: развернутая беседа с классом, обзорная лекция учителя (при подготовке к выпускным экзаменам), семинарское занятие, урок - экскурсия.
Уроки учета и оценки знаний учащихся в обучения истории проводятся редко, главным образом в конце учебной четверти, полугодия, года, когда необходимо проверить и оценить знания большого количества учащихся. Однако очень важно,
чтобы эти уроки не сводились только к проверке знаний отдельных школьников, а помогали совершенствованию и закреплению знаний и умений всего класса.
Большой объем подлежащего изучению материала, а также необходимость органической связи вновь изучаемых фактов и явлений с ранее изученными ведут к тому, что в обучении истории (особенно в V—VIII классах) наиболее распространенным типом урока является комбинированный. При этом виды его могут быть различна. Часто он начинается с проверки и оценки знаний учащихся по заданному для домашней работы материалу, что одновременно должно служить подготовке учащихся к изучению нового. Основное время отводится изучению и закреплению нового учебного материала. Возможна и иная структура такого урока. После краткой беседы или вводного слова учителя организуется изучение нового материала, а затем проводится проверка первичного усвоения изучаемой темы в сочетании с проверкой выполнения домашнего задания. Такая структура целесообразна на уроке, непосредственно продолжающем изучение темы предыдущего занятия. В ряде случаев проверка и оценка знаний проводятся в процессе изучения нового учебного материала, когда при рассмотрении того или иного вопроса необходимо актуализировать имеющиеся у учащихся знания.
В старших классах необходимы уроки, целиком посвященные изучению нового учебного материала, так как раскрытие изучаемой темы здесь зачастую требует значительного времени, что не может быть осуществлено в рамках комбинированного урока.
Семинарские занятия также имеют место в старших классах. Наиболее характерные черты таких уроков: предварительное углубленное изучение учащимися рекомендованной учителем литературы и подготовка сообщений по основным вопросам семинара; коллективный разбор, на занятии заранее поставленных вопросов; коллективное обсуждение сообщений, подготовленных учащимися.
Уроки, целиком посвященные изучению нового материала (лекции), и уроки семинарского типа, открывающие возможности для всех видов самостоятельной работы учащихся, применения их знаний и умений в новых ситуациях, должны занять одно из главных мест среди других типов уроков.
Семинарские занятия характеризуются большей, чем любой другой тип урока, степенью самостоятельности учащихся в подготовке к семинару. Урочное время за исключением кратких вводного и заключительного слов учителя целиком предоставляется учащимся для обсуждения темы семинара.
За неделю до семинара учитель сообщает классу его тему, дает план и перечень основных источников знаний для подготовки. Некоторые вопросы, требующие углубленного освещения, по поручению учителя готовят заранее отдельные ученики. На семинаре по своему желанию или по вызову учителя учащиеся освещают основные вопросы плана. Класс участвует в их обсуждении. Заслушиваются и обсуждаются подготовленные сообщения, содержащие дополнительную информацию по теме семинара. В заключительном слове учитель оценивает качество подготовки учащихся к семинару и обобщает главное в его содержании.
Уроки-семинары успешно осуществят все свои задачи, если у учащихся будут сформированы на достаточно высоком уровне необходимые для таких занятий умения. Наиболее интенсивно они отрабатываются на специальных уроках применения знаний и формирования умений. Учитель вооружает учащихся рациональными приемами учебной деятельности и создает условия для их применения на все более высоком уровне трудности. Эти уроки могут иметь в основе небольшой по объему и нетрудный 1ю содержанию новый учебный материал, могут они строиться и на пройденном материале, но на новых для учащихся источниках знаний. В практике преподавания такие уроки называют лабораторными. Основное время такого урока (30—35 мин) учащиеся работают самостоятельно по теме урока с указанными учителем источниками учебной информации.