Место внеклассной работы в структуре социально-педагогической работы в школе и ее роль в социализации ребёнка. Формы организации внеклассной социально-педагогической работы.
Воспитание призвано позаботиться об умственном развитии детей, достаточном для понимания ими различий между мечтой и учением, пророчеством и доктриной, утопией и наукой. Важно убедить подростков не обманываться словами.
Воспитание ума, нацеленное на предотвращение личных и общественных трагедии, должно включать в себя обучение последовательной самокритичности и критичности, способности трезво мыслить, готовности подвергать сомнению все надежды и устремления и отвергать их, если они заключают в себе опасность. Нужно научить детей ненавидеть самообман. В жизни часто придется перепроверять информацию, искать и находить новые материалы для такой проверки и перепроверки.
Человеку необходимо постоянно поддерживать в себе интерес к жизни, к окружающему миру. Поэтому в высшей степени желательно соединение эстетического и этического начал в личности.
Воспитание, основанное на глубоком знании моральной организации человека. Чтобы выжить, обществу предстоит научиться более искренней терпимости, чем ныне признаваемая.
Социальная педагогика служит цели облагородить, очеловечить разрушительные эгоистические природные влечения, ибо иначе совместная жизнь людей становится невозможной. В связи с этим необходимо преодолеть отчуждение человека от культуры. Педагог должен способствовать интериоризации культурных предписаний, сочетая внутренние задатки ребенка с активно взывающими к их развитию внешними обстоятельствами, приводя к первым успехам и закрепляя их последующими Содержание воспитания.
Что же необходимо знать каждому члену общества? То, что полезно для домашнего хозяйства, для ведения своих дел, свободного развития способностей и профессиональных навыков, для умения осуществлять и защищать свои права, для понимания своих обязанностей и возможности их хорошего исполнения; суждения о поступках по точным критериям; то, что полезно для отторжения внушения.
Новым поколениям необходимо знать пути самоуничтожения человечества. К ним мы относим прежде всего глупость, невежество, жадность и недальновидность. История человеческой глупости представляет собой ценный компонент содержания воспитания: она "учит" учиться на уже совершенных ошибках. Одновременно история заблуждений и трагедий разума полезна в том смысле, что способствует развитию осторожности, строгости суждений, дает представление о сложности умственной работы, учит уважать ее и проверять конечные результаты.
Социальной педагогике предстоит оказать помощь молодежи в усвоении целей жизни, а значит, своей деятельности. Этому служит эволюция культуры и науки. Их история помогает новым поколениям лучше понять современность. В истории искусств, ремесел, теорий, технологий, социальных устройств и т.д. приращение знаний о законах мира предстает как бы в замедленной киносъемке, раскрывающей драму людей и идей, обобщающей причины успехов и поражений человечества. Это позволяет усвоить законы развития прогресса, застоя и регресса в исторической перспективе.
Большое значение имеет и изучение истории субъекта познания (его рациональности и самого понятия): оно воспитывает конструктивность мышления, располагает к творчеству и служит просвещению в более обширном смысле — как выходу человеческого рода из состояния несовершеннолетия в состояние свободного неразрушительного творчества жизни.
Огромное значение приобретает усвоение методов познания, понимание их сравнительной эффективности, развитие способности к их уместному и правильному применению. Научное и учебное познание имеет грани взаимодействия, позволяющие применять методы науки в воспитательных целях. Так, интроспекция, в психологической науке служащая методом исследования и диагностики, является одновременно и эффективным способом самосовершенствования.
Любовь, свобода, гармония — вот три величайшие силы в воспитании человека, его счастье и судьбе. Они дают защиту от (ужасов мира, закаливают в жизненной борьбе и уравновешивают немногие радости со многими скорбями.