Направления стратегии воспитания в современной школе.
· разностороннюю помощь семьям и несовершеннолетним из групп повышенного риска;
· разностороннюю помощь несовершеннолетним, оставшимся (постоянно или временно)
без
родителей или ставшим жертвами экстремальных ситуаций, правонарушений или преступлений, постоянного употребления наркотических веществ;
· реадаптацию и ресоциализацию несовершеннолетних, утративших нормальный социальный статус, правонарушителей и преступников после применения н мим предусмотренных законом мер.
Создаваемая служба социальной помощи должна иметь в своем составе:
· подразделения, работа которых направляется на оказание неотложной помощи несовершеннолетним (телефон доверия, бригады неотложной помощи, кабинеты анонимного приема, дома-убежища для детей и подростков, экстренно нуждающихся в смене микросреды проживания);
· подразделения, которые оказывают несовершеннолетним первичную помощь, изучают условия их жизни, выявляют десоциализирующие факторы и определяют меры помощи и защиты детей и подростков.
Служба социальной помощи должна быть укомплектована штатными педагогами, психологами, врачами, юристами, социальными работниками и другими специалистами.
Социальная служба помощи должна быть создана как государственный институт. Государство гарантирует необходимый минимум разносторонней помощи детям (правовой, материальной, психологической, педагогической и пр.). Но по характеру работы социальная служба помощи должна быть общественно-государственной, объединяющей усилия общественных организаций и движение, государственных служащих и частных лиц.
В районах с большой численностью населения социальная служба помощи создает в каждом микрорайоне комплексные группы по охране прав и интересов несовершеннолетних; по работе с семьями, имеющими трудности в содержании и воспитании детей, семьями беженцев и жителей районов катастроф; неблагополучными семьями; с детьми и подростками, требующими педагогической и психологической коррекции личности; с детьми и подростками, отстающими в развитии, инвалидами, другими детьми и подростками с выраженными психическими и физическими недостатками и заболеваниями, нуждающимися в социальной реабилитации в связи с глубокими конфликтами, бегством из дома, уклонением от учебы и работы, принадлежностью к антиобщественным группировкам, завершением лечения от токсикомании, наркомании, отбыванием наказания.
Основным звеном социальной службы помощи является районная служба. В ее составе — отдельные группы, которые действуют в микрорайонах. Наряду с этим должны существовать межрайонные или городские подразделения службы, а для помощи при различных катастрофах — областные, краевые, республиканские и союзные органы службы. Районные службы создаются и работают на постоянной основе, остальные организуются временно, по мере надобности.
В районной социальной службе помощи организуются два основных отдела: социально-правовой помощи и психолого-медико-педагогической помощи.
Если это необходимо, для успешной работы службы создаются также отделы: полового воспитания и гармонии семейной жизни; методический отдел, отдел консультаций (по выбору профессий), организационно-информационный, консультативной работы с учителями и воспитателями. Руководит работой социальной службы помощи дирекция с финансовым и хозяйственным подразделением.
Если это необходимо, при районной службе создаются такие подразделения:
1. Центр психолого-педагогической реабилитации с детским садом и школой (интернатного и полуинтернатного типа) индивидуального обучения, включая обеспечение занятий на дому и в медицинских клиниках с детьми, не способными длительный срок посещать школу.
2. Центр медико-психологической реабилитации со школой и полирежимным психотерапевтическим стационаром для детей и подростков, имеющих легкие, в начальной стадии отклонения в психическом здоровье, эпизодически употребляющих алкоголь, наркотики и другие одурманивающие вещества. Помещение в этот центр детей и подростков осуществляется по желанию родителей и несовершеннолетних (по заключению диагностической комиссии службы помощи). При центре организуется загородный филиал.
При небольшом числе пациентов два центра могут быть объединены в единый центр медико-психолого-педагогической реабилитации.
3. Производственный комплекс с престижными видами труда (например, сборка компьютеров, кинофотоаппаратуры, музыкальной аппаратуры и другой сложной техники).
4. Спортивно-культурный центр.
5. Бюро по обмену квартир семей несовершеннолетних, нуждающихся в смене района проживания.
6. Центр неотложной помощи, включающий телефон доверия, кабинет анонимного приема, приют для временного проживания несовершеннолетних и матерей с детьми, комплексная бригада неотложной помощи.
7. Приют-убежище обычного типа и домашнего типа.
8. Центр реадаптации и ресоциализации для работы с несовершеннолетними, вернувшимися из ВТК и специальных учебных заведений.