Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания.
Возникает ряд возможностей экспериментального исследования «внутренней речи» и, в частности, - внутреннего программирования:
а) исследование процессов порождения спонтанной речи на родном и неродном языке; предполагается, что оба процесса имеют общее звено в виде внутреннего программирования и расхождение их начинается на следующем этапе.
б) анализ грамматических языков и процессов порождения высказывания на этих языках;
в) анализ процессов понимания. Это наименее перспективный путь по причинам, указанным выше. Однако и им нельзя пренебрегать;
г) анализ и экспериментальное исследование процессов перевода обычного и синхронного;
д) исследование процессов порождения речи при полном и неполном владении неродным языком, в том числе на материале готовых высказываний;
е) анализ экстериоризованной внутренней речи (тезисов, кон-спектов, записей);
ж) исследование вербальной памяти определенного типа;
з) анализ случаев нарушения механизма порождения на разных этапах и, прежде всего, - афазических нарушений;
и) анализ генезиса внутренней речи и программирования у ребенка;
ж) собирание случаев неправильного (в смысле порядка слов и грамматических классов) порождения высказывания на неродном языке, особенно в случаях речи иностранцев на русском языке.