Заключение.

Спартанское государство возникло в IX в. до н.э. в результате захватнических действий со стороны одного из греческих племен по отношению к близлежащим территориям. Дорийским племенам победа далась тяжело, так как коренное население оказывало сильное сопротивление захватчикам. В связи с тем, что обостренная классовая борьба не затихала в течение нескольких веков, спартанское правительство вынуждено было направить все свои силы на то, чтобы удержать власть в своих руках. А для этого прежде всего было необходимо создать сильную, военно-обученную нацию. Таким образом, особенности спартанского воспитания были заложены еще изначально, ибо эта задача легла на плечи педагогов.

В связи с этой напряженной исторической обстановкой в Спарте вырабатывается особая система воспитания, которая становится первостепенной задачей государства и полностью подчиняется его политическим нуждам. Система государственного воспитания распространялась на людей в возрасте от 7 до 30 лет и подразделялась на три периода.

На первом этапе детям в возрасте от 7 до 15 лет прививались основные моральные качества воина: смелость, сила духа, пренебрежение смертью, а также юных спартиатов учили выживать в суровых природных условиях. Для этих целей использовались разнообразные методы. Так, например, для воспитания мужества широко применялись жестокие публичные наказания и показательные бои без использования оружия, право на ношение которого необходимо было заслужить. В отрядах детей намеренно кормили очень мало для того, чтобы научить детей самостоятельно добывать себе пищу. И кроме того, в возрасте 15 лет юноша впервые принимал участие в “войне” с рабами, таким образом преодолевая страх перед смертью и убийством. Большое внимание в это время уделялось также развитию логической и краткой речи у детей как необходимого качества будущего воина.

Второй этап государственного спартанского образования (15-20 лет) был менее интенсивным и насыщенным. Ос-новное внимание здесь уделялось закреплению уже полученных навыков и умений. Выйдя из под опеки учителей, спартиаты должны были доказать свое право быть гражданином, принимая участие в настоящих сражениях и боях. В это время юноши овладевают азами грамоты и занимаются музыкой, которая также находиться в подчинении военной идеологии.

Третий этап (21-30 лет) напрямую связан с получением всех социальных и гражданских прав, вхождением в политическую жизнь общины и получением разрешения примать участие в общественнных трапезах.

Таким образом, обозначилась основная тенденция спартанского воспитания: его исключительная направленность на развитие физических способностей в ущерб эстетической качеств души человека.

Подобная политика воспитания не нашла полного одобрения среди лучших философов того времени. И Платон и Аристотель резко осуждают спартанский максимализм, став сторонниками “золотой середины”, особенно относительно того, что касается воспитания ребенка. Не соглашаются они также и с целями спартанского правительства, стремящегося создать военную нацию для большего укрепления и расширения границ своего государства. Платон в воспитании тела видит лишь подготовку человека к уподоблению божеству. Аристотель же говорит о том, что физическое воспитание необходимо прежде всего для оборонительной, а не захватнической политики. Однако оба философа поддерживают некоторые воспитательные методы спартанцев.

The previous version.

Перейти на страницу: 1 2 3