Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическая система
5)
Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Умелое сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы основано на хорошем знании учителем контингента учащихся, их интересов, возможностей, планов. Это позволяет оптимально подобрать партнёров, распределить их роли. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой. В этом отношении наиболее благоприятным является включение на определённом этапе индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную, в результате чего происходит объединение личных мотивов и переживаний с мотивами и переживаниями коллектива. [30, 69].
6) Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по иностранному языку.
Значение этого принципа обусловлено, во-первых, единством конечной цели всего учебно-воспитательного процесса школы – формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, во-вторых, единством духовной сущности человека, которого невозможно воспитывать и обучать по частям. В осуществлении межпредметных связей реализуется одно из требований системного подхода к проводимой работе по обучению и воспитанию подрастающего поколения. С учётом этого требования внеклассная работа по иностранному языку должна проводиться не изолировано, а тесной взаимосвязи с другими учебными предметами. Использование интересных материалов по географии, истории, литературе и другим предметам в работе кружков клубов знатоков страны изучаемого языка обогащает внеклассную работу по иностранному языку, способствует повышению интереса к ней учащихся и качества её проведения. [30, 71].
Эффективность и результативность внеклассной работы зависит как от учета указанных выше принципов, так и от соблюдения следующих условий:
· добровольность участия;
· сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
· занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
· эстетичность всех проводимых мероприятий;
· четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
· наличие целевых установок и перспектив деятельности;
· широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
· гласность;
· привлечение учащихся более старшего возраста к подготовке и проведению мероприятий с учащимися более младшего возраста.
Все вышеназванные принципы и условия дополняют друг друга и в комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и, вместе с тем, разностороннее влияние на развитие личности.
б) цели и задачи внеклассной работе по иностранному языку
Одним из способов интенсификации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку является создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету, так как изучение любой программной темы может быть продолжено во внеклассной работе. При планировании и осуществлении внеклассной работы педагогический коллектив учителей иностранного языка должен выбрать те формы работы, которые, с одной стороны помогают в решении практических, образовательных и воспитательных задач, а с другой стороны, экономичны по времени, отвечают интересам детского коллектива и сочетаются со всей системой учебно-воспитательного процесса.
Целями внеклассной работы по иностранному языку являются:
· расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;
· стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;
· всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы.
Внеклассная работа по иностранному языку решает такие задачи:
· усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках ИЯ;
· помощь ребёнку в формировании мировоззрения;
· развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов;