Психологические аспекты игры
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
· развлекательную
(это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
· коммуникативную:
освоение диалектики общения;
· самореализации
в игре как полигоне человеческой практики;
· игротерапевтическую:
преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
· диагностическую:
выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
· функцию коррекции:
внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
· межнациональной коммуникации:
усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
· социализации:
включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):
· свободная
развивающая деятельность,
предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
· творческий,
в значительной мере импровизационный, очень активный характер
этой деятельности («поле творчества»);
· эмоциональная приподнятость
деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
· наличие
прямых или косвенных правил,
отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития. [8, 112].
В структуру игры как деятельности
органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса
входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактив-ными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения,
передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: