Экскурсии как форма внеклассных занятий по иностранному языку

Высокая результативность экскурсии, решение постав­ленных познавательных и педагогических задач в большой мере зависят от личности учителя, его организаторских способностей, педагогического такта, умения владеть вни­манием ребят.

Важнейшее назначение учебных экскурсий заключа­ется в выявлении жизненности и актуальности учебного материала, в закреплении и конкретизации знаний, полу­ченных на уроках, в применении знаний и умений на прак­тике. Наглядность — существеннейший признак учебной экскурсии: удельный вес зрительной и слуховой нагляд­ности в получении информации на экскурсии составляет более 70 процентов. Благодаря наглядности учащиеся бы­стрее усваивают знания, которые затем на уроках и дру­гих учебных занятиях становятся опорным фактическим материалом при восприятии новой темы, при обобщении и формировании соответствующих выводов. Экскурсионные наблюдения используются также для проверки, исправле­ния, уточнения уже имеющихся у школьников знаний и представлений, для обогащения их новыми конкретными данными. Так, на экскурсии на промышленное или сель­скохозяйственное предприятие происходит наглядное зна­комство с практической деятельностью людей, с непосредственным использованием научных знаний, основы кото­рых изучаются в школе, формируются представления о производственных процессах, организации производства, отношениях в коллективе. На экскурсиях по историческим местам осуществляется связь исторических, обществовед­ческих и экономических знаний с данными о современной, жизни села, города, республики, страны, учащиеся знако­мятся с реальной народнохозяйственной практикой и зада­чами на будущее, что способствует формированию их ком­мунистического мировоззрения. Наблюдая и познавая яв­ления общественной жизни, школьники сами готовятся к активному участию в различных сферах общественно полезной деятельности.

Школьники должны быть осведомлены о развитии и достижениях современной науки. В доступной форме на уроках, факультативах, в кружках учащиеся знакомятся с важнейшими научными открытиями. Но даже просмотр научно-популярного фильма или специальной телепереда­чи не оказывает на учащихся такого влияния, как полное впечатлений непосредственное соприкосновение с научной деятельностью в научно-исследовательском институте, на агробиостанции или в лаборатории.

Нередко на экскурсиях школьники выполняют простые исследования: изучают почву или листья методом хими­ческого анализа, проводят метеорологические или феноло­гические наблюдения, собирают материалы по истории родного края. При этом они используют методы научного исследования, приобщаются к научной деятельности.

Во время экскурсии учащиеся переносят знания в но­вую ситуацию, открывают для себя новые способы реше­ния познавательных задач. Например, на экскурсии по изучению геологического строения местности школьники находят в овраге небольшого размера обкатанный кусок породы. Учащиеся знают, что камень становится гладким под воздействием воды и перекатывания. По степени обработанности его поверхности можно определить путь об­ломков от места залегания коренной породы и найти это место. [10, 201].

Эвристичность учебной экскурсии проявляется и в про­цессе практической работы исследовательского характера. Так, во время экскурсии на колхозное поле учащиеся изу­чают сорные растения, проводят подсчет их на определен­ных площадях разных участков поля, на основе чего составляется карта засоренности полей.

Перейти на страницу: 1 2 3