Вальдорфские школы - свободные общеобразовательные школы.
жизни школы.
Вальдорфские школы являются общеобразовательными (едиными) школами. Но по сравнению с появившимися гораздо позже интегрированными комплексными школами имеются принципиальные различия. 0бщим является цель — преодолеть царящие в традиционной школьной системе антипедагогическую и антисоциальную селекцию и создать равные условия для учеников с различными способностями и социальным происхождением. Однако интегрированная комплексная школа основана, как и школы старого типа, на примате интеллектуальной учебы Содержание и методы в принципе остались прежние.
В отличие от этого, вальдорфская школа основана на глубоком знании законов развития ребенка. Ориентация образования на так называемые интеллектуальные функции рассматривается здесь как односторонний подход к ребенку. Ведь существо человека охватывает не только науку, но искусство и практику, мораль и религию. Подход к человеку как единому целому является главным педагогическим принципом на всех стадиях учебного плана вальдорфской школы. Учитывается, например, и тот факт, что молодой человек нуждается в определённом объеме общего образования и по наступлении половой зрелости. Способность к самостоятельному суждению и личное отношение к миру, вопросы строительства собственной жизни — все это становится актуальным при
достижении
половой зрелости и не может развиваться и формироваться как следует ни в узком русле профессиональной подготовки, ни при ранней специализации на методах и содержании современной науки (см гл. «Педагогика и возраст», «Преподавание после 14 лет»).
Процесс обучения строится в соответствии с возрастными особенностями ребенка и существенно изменяется при переходе от первого семилетия жизни ребенка ко второму и от второго — к третьему.
Учебный план учитывает особенности, связанные с возрастом ребенка. Поэтому учеников никогда не оставляют на второй год. Как известно, педагогический эффект от второгодничества весьма сомнителен. К тому же низкие успехи—это часто не проблема одарённости, а проблема мотивации и зачастую вызванного самой школой нарушения мотивации. Здесь вальдорфская педагогика видит необходимость индивидуализации преподавания. Но она заключается не в разделении учеников согласно их одаренности по различным потокам. Индивидуализация должна реализовываться учителем при его подготовке к уроку. Классный учитель должен стремиться продвинуть вперед в первую очередь именно более слабых учеников. При этом часто могут помочь занятия искусством и трудом. Способности, которые ученик развивает в искусстве или при исполнении практической работы, благотворно влияют и на остальную учёбу и на волю к успеху в целом.
Каждое достижение ученика — это манифестация всей его сущности, его способностей, его интересов, его прилежания. В каждом успехе можно видеть шаг, пусть небольшой, по пути развития. И как таковой его и надо оценивать. В балльной системе отметок вальдорфские школы видят лишь унижение достоинства и искушение ложного тщеславия. Она создает видимость объективной оценки, за которой стоит необходимость из суммы оценок узаконить правовой акт перевода в следующий класс или получения аттестата. С педагогической точки зрения она является дефектом, внутренне присущим современной системе образования. Вместо оценок в вальдорфской школе приняты свидетельства—характеристики, в которых по возможности наиболее подробно описываются успехи, достигнутый прогресс, особые способности и прилежание, слабости и прогнозы. Только одно не должно следовать из такого свидетельства — пессимистическое отречение от ученика. Характеристика положения ученика, в какой—то момент времени должна учитывать возможность дальнейшего развития (см. гл. Организация преподавания»).
Необходимость приспособиться к содержанию и нормам государственной школы появляется только в выпускном классе вальдорфской школы в связи с необходимостью пройти госэкзамены для получения аттестата. Учебный план вальдорфской школы включает 12 лет обучения. Часть учеников получает после 12-го или 13-го года обучения либо аттестат зрелости, либо так называемый «абитур», дающим право на поступление в высшую школу (университет). Количество абитуриентов среди выпускников вальдорфских школ довольно велико. В среднем за последние десять лет 34,9 % всех учеников выдержали государственный экзамен («абитур»). Вальдорфские школы исходят из того, что все ученики должны иметь возможность получить 12-летнее образование. Поэтому этот экзамен, как правило, можно сдавать только в 12-ом классе. Иначе подготовка к нему могла бы серьезно помешать преподаванию в более младших классах. Учащиеся почти без исключения посещают вальдорфскую школу до конца 12-го года обучения.