Педагогика возраста от 7 до 14 лет. (1- 8 год обучения)

В развитии ребенка седьмой год жизни означает глубокое из­менение его телесно—душевной формы. Внешне это проявляет­ся в первом изменении телосложения ребенка и смене зубов. По многим признакам физического развития можно заметить, что силы, которые в раннем детстве действовали в формирова­нии тела, с этого момента больше не действуют в нем. Теперь они становятся доступными ребенку душевно как две тесно вза­имосвязанные способности: как способность к образной фанта­зии, к произвольным воспоминаниям в образах, и как способность творческого образного созидания и переживания. Тем самым ребенок становится способен знакомиться с миром и понимать мир в образах. По сравнению с прежней связанностью сознания с чувственным восприятием это означает начало фор­мирования самостоятельной внутренней жизни. Постигать, изучать и понимать — эти способности реализуются в отделив­шемся от внешнего мира душевно—внутреннем процессе. Образ означает больше, чем внутреннее представление ощу­щаемого. В образах фантазии ребенок может схватывать не только отдельное, но и события и взаимосвязи, не только явле­ние, но и внутренние закономерности, значение и суть. Значе­ние образа состоит и в том, что образ своей наглядностью в отличие от абстрактного характера понятий активно вызывает сопереживание через чувство. Он оживляет и расширяет жизнь чувств.

Ребенок еще не может самостоятельно постигать связи и за­кономерности. Поэтому он хочет узнавать и учиться понимать их при помощи учителя. Учитель, способный преподавать об­разно, т.е. неинтеллектуально, а, возбуждая фантазию и чувст­во ребенка, становится для него авторитетом. Образное преподавание — одно из самых универсальных средств воспитания. Образы сказок и легенд, мифологии, саг и биографий оказывают сильное воздействие на развитие души, установок характера и совести. Образы не принуждают как поучения или авторитарно преподанные ценности. Они возбуждают в ребенке углубление душевной жизни и собственную нравственную во­лю.

Образное преподавание помогает детям обучаться письму и чтению так, что это не является только овладением некой куль­турной техникой. Занятия искусством развивают чувство формы; культура речи формирует чувство языка и звука. На этой основе буква становится для ребенка образом соответствующего звука, усвоение письма и чтения – результатом более широко­го образовательного процесса. Подобным образом дети подводятся к пониманию чисел и операций с числами.

К концу 9-го — началу 10-го года жизни к фантазии добав­ляется осознанное понимание внешнего мира. Ребенок прихо­дит к обнаружению двойственности себя самого и окружающего мира. Теперь преподавание должно открыть ребенку мир в раз­личных проявлениях (от истории до природы) во всём богатст­ве, смысле его явлений и событий. Аналитическое рассмотрение может лишь воспитать в подрастающем человеке отчуждение от мира, а предмет преподавания может стать лишь внешним зна­нием. В вальдорфских школах учитель в процессе преподавания естественных наук так описывает растения и животных, что ученики своей фантазией и чувством могут проникнуть в их формы, поведение и отношение к окружающему миру, законы образования и жизни, постичь душевную сущность растений и животных. Предшествующие культуры и действующие в исто­рии личности вообще нельзя понять, не привлекая силы фанта­зии.

Образное преподавание развивает в детях мышление, кото­рое проникает сквозь поверхность вглубь вещей и явлений.

Оно

ведет учеников к сопереживанию и, следовательно, к расширению мира чувств. Как известно, то, что усвоено через образ и то, что затронуло наши чувства, усваивается лучше всего. По­этому образное преподавание имеет особое значение и для раз­вития памяти. От учителя оно требует живой духовной проработки и творческой образной подачи интерната и во всех тех областях, которые здесь не упоминаются. Особое значение при воспитании имеют в первые восемь лет учебы также уроки искусства и труда (см. гл. «Преподавание искусств и ремёсел»).

Процессы формирования души требуют, чтобы один и тот же учитель на протяжении многих лет следовал за учеником, со­провождая его развитие. Поэтому в течение первых восьми лет обучения основные предметы для каждого класса преподаёт один и тот же классный учитель. За эти восемь лет он ежедневно дает в своем классе по крайней мере один сдвоенный урок в течение двух часов. Поэтому он близко узнает каждого ученика и его особенности. Таким образом, преподавание и воспитание могут слиться.