Обзор учебных программ.
В предварительных замечаниях автор говорит, что одной из задач учителя на уроках музыки является воспитание у учеников чувства стиля, которое формируется в результате накопления музыкального опыта. Но тот опыт, который приобретают учащиеся, обратившись к музыке К.Дебюсси и М.Равеля, очень мал для достижения поставленной цели. И сам Д.Б.Кабалевскии не отрицает возможности расширения круга избранных им произведении.
Сочинения К.Дебюсси и М.Равеля можно очень органично включить во
многие темы, заявленные в программе.
Например, в теме "Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ" можно использовать любую часть из "Детского уголка" (в особенности "Кукольный кэк-уол"), или "Моей матушки гусыни".
В 4 классе в каждой четверти также возможно обращение к музыке
импрессионистов - в темах "Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы" ("Моя матушка гусыня") и "Можем ли мы увидеть музыку и услышать живопись?" (Здесь нужно включать произведения более показательные
в плане импрессионистического стиля: "Облака", "Паруса", "Затонувшии собор" К.Дебюсси с привлечением репродукции живописцев Э.Моне, Э.Дега, О.Ренуара).
В теме "Музыкальный образ" сочинений импрессионистов могут быть представлены в различных вариантах. Предлагается как обращение к уже знакомым ("Маленькии пастух" К.Дебюсси, "Разговор Красавицы и Чудовища", "Мальчик с пальчик", "Принцесса дурнушка" М.Равеля) так и к незвучавшим ранее произведениям "Девушка с волосами цвета льна", Прелюдия
к "Послеполуденному отдыху Фавна" К.Дебюсси, "Уиндина" М.Равеля)
Мы предлагаем включить произведения импрессионистов и в 8 класс в
тему "Что значит современность в музыке". Здесь лучше привлекать сочинения, в которых претворяются элементы современного музыкального языка
- в частности, джаза ("Кукольный кэк-уок", "Генерал Лявин - эксцентрик", "Менестрели" К.Дебюсси).
В своей Программе Д.Б.Кабалевскии ограничивается очень узким кругом произведении импрессионистов: "Праздненства" К.Дебюсси, "Хабанера" и "Болеро" М.Равеля. К тому же, если учитывать сложность выразительных средств в этих произведениях, то вероятность их полноценного восприятия детьми очень мала.
Нам видятся по крайней мере два пути решения этой проблемы: 1)систематическое обращение к сочинениям импрессионистов по принципу "от простого к сложному", прдводящее к пониманию многокрасочных, насыщенных звучании и выстроенной совершенно по-особому логики развития образов в "Праздненствах", "Болеро" и др. подобным им крупных оркестровых произведении, 2)при отсутствии первой возможности вероятно необходима замена столь сложных образов музыкального импрессионизма на более доступные для восприятия школьниками (как по тематике, так и по композиторскому языку).
Анализ тематического плана Программы убедил нас, что некоторые из тем очень органично могут включать в себя произведения К.Дебюсси и М.Равеля.В целом Программа Д.Б.Кабалевского дает весьма широкие возможности привлечения сочинений импрессионистов на уроках музыки в школе.
Подробно проанализировав программы Н.А.Терентьевой , Ю.Б,Алиева,Д.Б.Кабалевского, мы убедились, что у каждого из них свой подход к использованию импрессионистических сочинений на уроках музыки.
Н.А.Терентьева в Программе музыкально-эстетическое воспитание уже
во втором классе включает в уроки музыку К.Дебюсси и М.Равеля,привлекая на помощь другие виды искусств.Темы уроков очень органично включают в себя предложенные автором произведения.
Ю.Б.Алиев в своей Программе знакомство с музыкой импрессионистов осуществляет в 7 классе в контексте изучения стилей и художественных направлений.Он предлагает произведения не только для слушания, но и для пения.
Сочинения композиторов-импрессионистов включены и в Программу Д.Б.Кабалевского.Он привлекает их в качестве материала для слушания.
Мы предложили некоторые варианты дополнений проанализированных
программ,которые заключаются в более раннем обращении к сочинениям К.Дебюсси и М.Равеля,в расширении репертуара засчет детской фортепианной музыки этих авторов и последовательном изучении импрессионистических сочинений.