Занятия посвященные знакомству с детскими фортепианными сочинениями к.дебюсси и м.равеля.
-Я услышал голоса птиц, которые съели хлебные крошки.Они изображены в музыке звенящими звуками в верхнеи регистре.
У.-Правильно, эта пьеса называется "Мальчик-с-пальчик".А теперь попытайтесь объяснить подходит ли к другой пьесе отрывок из сказки "Зелёная змея"?
Д.-В эпиграфе говориться о маленьких человечках, которые играют на музыкальных инструменах.В музыке я услышала их звучание, потому что мелодия была очень звонкой, игрушечной.Она напомнила мне китайскую музыку,
У.-Это неслучайно, потому что пьеса основана на особой гамме, которая в Европе называется китайской.
Следующее произведение к которому мы обратимся, называется "Волшебный сад".Оно завершает сюиту.После прослушивания я попрошу вас ответить почему именно этой музыкальной сказкой композитор заканчивает всю сюиту?
(Cлушание пьесы "Волшебный сад".)
Д.-Музыка сперва спокойная, таинственная.Я представила себе сад из мультфильма "Аленький цветочек".Вокруг воё очень красиво: фонтаны, тропические деревья, но чего-то не хватает.И вдруг мы находим то. что долго искали - аленький цветочек.
У.-Да."Волшебный сад" - это гимн чудесной сказке, с непременным торжеством доброго, светоносного начала.
Данное произведение ("Моя матушка-гусыня") предполагало подачу ученикам готового матариала.Дети с вниманием слушали, еспи что-то было непонятно - переспрашивали.Особенно живой интерес вызвала пьеса "Принцесса-дурнушка" и сказка "Зелёная змея", по мотивам которой она была написана.Ученики по характеру музыки самостоятельно определили страну, в которой разворачивается действие сказки и попросили прослушать это произведение повторно.
После ознакомления с фортепианными сюитами К.Дебюсси и М.Равеля по отдельности, был проведён обобщающий урок, включающий музыкальную викторину.Ребятам надо было написать название прозвучавшей пьесы и её автора.Приблизительно 65% детей справились с этим заданием полностью,остальные - частично.Отсутствует отрицательный результат опроса, а это значит, что музыка заинтересовала детей, вызвала их живой отклик.Наши предположения подтвердили и письменные высказывания учеников о датских сочинениях К.Дебюсси и М.Равеля.Вот некоторые из них:
"Мне понравилась вся музыка, потому что слушая её, я вспоминала
добрые, светлые сказки.Эта музыка очень оригинальная, лёгкая и звонкая, как детство."
"В тот момент, когда я слушаю эту музыку, кажется, что мир прекрасен и не бывает плохих дней."
"Мне представились картигы художников, как будто им дали зада-
ние нарисовать под музыку."
"У Дебэсси своя гармония,не похожая на музыку других композиторов"
"Мне очень понравились все произведения, но больше всех по душе пришлась пьеса Дебюсси "Снег танцует".Я думаю, она также понравилась и дочери Клода Дебюсси Эмме"
"Мне более яркой показалась пьеса Дебюсси "Снег танцует".Она необычна, и как-бы отражает мысли, возникающие, когда ты смотришь на падающий в сумерках снег.Я давно уже заметила, что композитор сродни писателю, и ты, слушая музыку, как бы читаешь её.В этой музыке видна история и лично мне она напоминает одну из сказок Г.Х.Андерсена".
Следующий цикл уроков проводился через полгода после первого.Он проходил в тех же классах.На занятиях данного цикла мы попытались не только углубить знакомство учеников с музыкой К.Дебюсси и М.Равеля, но и выявить общие особенности художественного направления, в рамках которого они творили.Чтобы сделать это максимально доступно, мы привлекали иллюстративный материал - в частности, репродукции картин художников-ипрессионистов.Через сравнение выразительных средств живописи и музыки мы стремились "подтолкнуть" учеников к осознанию некоего сходства проявлений импрессионизма в музыке и живописи.