Особенности  видов  и свойств внимания у под ростков на уроках физкультуры

Как я уже сказал, внимание неразрывно связано с другими

психическими процессами, протекающими у подростков на уроках

физкультуры. Причем, я считаю, что внимание наиболее сильно

связано с наблюдением.

Наблюдение - целенаправленный процесс осмысленного

восприятия предметов и явлений. Главными предметами такого

восприятия для спортсменов являются они сами и их противни-

ки. В процесс наблюдения непременно включено внимание. Оно

характеризуется высокой устойчивостью и в зависимости от

особенностей предмета наблюдения другими свойствами: сосре-

доточенностью, распределенностью, переключаемостыо. Система-

тическое упражнение в наблюдении за противником, партнером

по команде, за самим собой и изменяющейся обстановкой сорев-

нований приводит к тому, что наблюдение и внимание становят-

ся свойствами личности спортсмена -- н а б л юд а т е л ь н

о с т ь ю и в н и м а т е л ь н о с т ь ю. Наблюдательностью

называется умение подмечать малозаметные признаки или осо-

бенности предметов и явлений, имеющие значение для познания

их сущности. Внимательность, как избирательная направлен-

ность сознания на предмет наблюдения, неотделимая сторона

наблюдательности.

Процесс наблюдения на учебно-тренировочных занятиях и

соревнованиях служит основным каналом познания спортсменом

самого себя, партнеров и особенно противников с целью разга-

дывания их тактических замыслов и реализации собственных

тактических действий. Например, в специальном исследовании,

проведенном на борцах, установлена важность создания на ос-

нове наблюдения образа противника. В структуру образа входят

знания о технике, тактике, стиле ведения поединка, опытности

борца, о его физических качествах (силе, быстроте, выносли-

вости, ловкости), об эмоционально-волевых особенностях (со-

ревновательном на строении, смелости, решительности, настой-

чивости, упорстве) и др. В оценке перечисленных характерис-

тик больше всего затруднений вызывают эмоционально-волевые

особенности, и тем в большей мере, чем ниже спортивная ква-

лификация оценивающего борца. Составленный на основе наблю-

дения образ противника сопоставляется с представлением

спортсмена о себе самом. Это позволяет наметить тактический

план действия в предстоящей схватке с данным противником.

Наблюдение ведется в ходе соревновательного поединка с

целью разгадать отдельные намерения противника и уяснить его

тактический план в целом. Ориентирами при этом служат стати-

ческие признаки (поза, дистанция, характер захватов и др.),

динамические (сила, скорость, темп и ритм действий, маневри-

рование по ковру и др.), функциональные (характер дыхания,

своевременность реакций, мимика и др.) и результативные (ак-

тивность, число удачных и неудачных действий, предупреждений

и др.). На основании такой текущей информации в тактические

действия вносятся коррекции по ходу схватки.

В другом исследовании изучались различные признаки об-

манных и истинных действий у боксеров. С помощью наблюдения

боксеры научаются различать их в подготовительные моменты и

в момент выполнения действия. В первом случае они ориентиру-

ются на дистанцию (она при подготовке финтов больше, чем при

подготовке истинных действий), на характер стойки боксера

(открытая-закрытая) и на выражение лица (например, один из

Перейти на страницу: 1 2