Психолого-педагогические выводы и рекомендации
В физическом воспитании и спорте, как в любой другой
деятельности, внимание является обязательным компонентом.
Без этого деятельность не может быть продуктивной. Однако в
условиях учебных занятий, спортивной тренировки, соревнова-
ний формы проявления и функционирования внимания не одинако-
вы.
В учебных и тренировочных занятиях, конечно, есть та
или иная общая цель. Однако основное значение имеют вытекаю-
щие из общей цели частные задачи. Они связаны с овладением
спортивной техникой, развитием физических, волевых, мораль-
ных качеств, разучиванием определенных тактических комбина-
ций и др. Конкретными задачами, которые ставит учитель, тре-
нер или сам спортсмен, и определяется направленность созна-
ния - внимание занимающихся. Например, на занятиях по легкой
атлетике разучивается техника прыжка в длину с разбега. Учи-
тель ставит перед группой старших школьников задачу: совер-
шенствовать технику отталкивания. Тем самым он определяет и
направленность сознания занимающихся на восприятие собствен-
ных движений в момент отталкивания. Вслед за тем учитель
ставит новую задачу: овладеть координацией движений в фазе
полета. Этим он направляет внимание учеников на восприятие
собственных движений в полете. Все шло хорошо. Но у двух че-
ловек почему-то с движениями в полете не ладилось. Учитель,
выясняя причины, установил, что эти два ученика решали в
каждой попытке другую, свою, задачу: они были сосредоточены
на выполнении отталкивания, которое им не удавалось.
Эти факты не только определяют значение задачи в нап-
равленности и проявлении внимания. Они говорят о том, что,
поставив задачу перед учащимися, необходимо убедиться, что
она принята всеми.
В условиях с о р е в н о в а н и й направленность соз-
нания соревнующихся определяется уже не частными учебными и
воспитательными задачами, а главной целью - достижением воз-
можно более высокого спортивного результата. Особенность же
проявления внимания зависит от специфических для каждого ви-
да спорта условий деятельности.
Это можно проследить, сравнив, например, два вида спор-
та - стрельбу и футбол.
В соревнованиях по стрельбе особое значение имеют такие
свойства внимания, как его концентрация и устойчивость. НО
линии огня одновременно находятся несколько стрелков. Каждый
из них производит выстрелы в своем темпе. Казалось бы, для
любого из них <чужие> выстрелы должны служить фактором, от-
рицательно влияющим на концентрацию внимания. Но данные ус-
ловия для стрелков - постоянно действующий, привычный фак-
тор. Концентрация же внимания столь интенсивна, что они, как
правило, даже не слышат выстрелов соседей. Нужно, правда,
оговориться, что это относится к спортсменам, находящимся в
состоянии полной готовности к соревнованиям.
Совершенно иначе все обстоит в футболе. Объективные ус-
ловия игры таковы, что от игроков постоянно требуется прояв-
ление всех свойств внимания.
Прежде всего это относится к полной сосредоточенности
на процессе игры в целом. Внимание футболистов динамично.