СМИ – причина девиантного поведения?
Еще одним фактором, способствующим романтизации девиантного поведения среди подростков, являются наши средства массовой информации. Те, которые должны воспитывать «лиц девиантного поведения», наоборот способствуют увеличению их численности.
В качестве примера можно привести теле репертуар только одного дня нашего телевидения: "Любовь со смертью" (о похождениях молодой некрофилки), "Колдовская любовь" (сочетание черной магии и "тяжелой" эротики), "Космическая морская пехота" (о "крутых" американских парнях, наводящих "американский порядок" в космических просторах), "Главная цель" (о повадках, приемах и зверствах американской мафии - учебное пособие для доморощенных российских бандитов), "Бандитский Петербург" (поделка уже отечественных мастеров экрана, фильм, изобилующий перестрелками, поножовщиной, трупами и кровью). А чего стоят блоки телевизионных новостей, где все та же кровь и те же трупы и катастрофы. На современном отечественном телевидении у Запада позаимствовано все: "Поле чудес" и диснеевские мультфильмы, американское шоу с русским названием "Добрый вечер с Игорем Угольниковым" и "Дог-шоу", каналы MTV и СТС.
В августе-декабре 2001 г. Единым научно-методическим центром Комитета по культуре Правительства Москвы совместно с Институтом социально-политических исследований РАН проведено социологическое исследование "Молодежь Москвы о средствах массовой информации". В нем участвовали молодые москвичи в возрасте 14-20 лет. Выборочная совокупность составила 754 человека. Среди них - учащиеся школ и колледжей, студенты. На вопрос о том, из каких источников они получают наиболее интересную, полезную информацию о жизни молодежи, ответы распределились следующим образом.
Источники информации о жизни молодежи(Здесь и далее в % от числа опрошенных)[4]
Из телепрограмм |
27,7 |
Из радиопрограмм |
19,1 |
Из газет |
14,3 |
Из журналов |
18,2 |
Из сети "Интернет" |
12,3 |
Из слухов |
8,1 |
Из других источников |
0,3 |
Как видно из приведенных данных, на первом месте оказалось телевидение. Радио в последние годы переживает период подъема, оно - на втором месте по своим информационным возможностям. В основном, это новые радиостанции, ориентированные в своей деятельности на молодежную аудиторию, чьи информационно-музыкальные программы пользуются большой популярностью и отражают как музыкальные пристрастия, так и "околомузыкальную" жизнь, освещают широкий спектр молодежных проблем.
В ходе нашего исследования молодым респондентам был задан вопрос, сколько времени они уделяют тем или иным информационно-культурным источникам. Лидирующие места заняли телевидение и радио, а в "арьергарде" оказались книги.
Сколько времени Вы уделяете:[5]
Источник информации |
1-2ч. |
3-4ч. |
Более 4ч. |
Не уделяю |
Чтению газет и журналов |
56,4 |
20,5 |
4,7 |
18,4 |
Прослушиванию аудио- и видеокассет |
46,8 |
22,7 |
9,3 |
21,2 |
Видеофильмам |
43,8 |
24,6 |
7,3 |
24,3 |
Телепередачам |
43,6 |
36,8 |
14,3 |
5,3 |
Изучению специальной литературы, учебников |
36,9 |
12,1 |
5,1 |
45,9 |
Радиопередачам |
35,5 |
26,9 |
14,9 |
22,7 |
Чтению художественной литературы |
34,3 |
15,7 |
7,5 |
42,5 |