Заключение

Подводя итоги, вышеизложенного остается констатировать одни: девиантное поведение – это не приговор на всю жизнь, не клеймо. Просто вовремя не нашелся человек, который бы смог остановить подростка, вставшего на «тропу войны» с общепринятыми нормами поведения. Случаи из жизни, рассказанные выше, наглядно показывают, что для этого чаще всего не требуется особых усилий.

Как бы хотелось, чтобы всегда в трудные минуты для каждого «нестандартного ребенка» находилась надежная поддержка – любящие родители, понимающие воспитатели. Только так бывает очень редко.

Те, кто изначально успешно, главным образом при поддержке и содействии семьи, включился в систему под названием жизнь, открывающую светлые перспективы для каждого, имеют шанс жить как все окружающие. А кто не включился, не потянул? Увы, со временем окажется у обочины жизни. Но ведь именно с этого места так хочется подложить гвоздь под мчащиеся мимо блестящие иномарки.

Пока кипит в них энергия, никак не хотят они оказаться «не у дел». В поисках ярких, сильных впечатлений они будут не только вредить «проезжающему транспорту», враждовать с окружающими и задирать случайно попавших им навстречу прохожих. Вот и подрастают «трудные» дети. Драчливые со сверстниками, вспыльчивые, как порох, и неуживчивые дома, непоседливые и невнимательные на уроках. Их либо не принимают, либо наоборот, затаскивают, а они убегают, прячутся.

Как тяжело им бывает вписаться в систему цивилизованной жизни, суровой и враждебной к их многочисленным импульсивным срывам. Разнообразные социальные нормы не укладываются у них в голове. Окружающие отчаиваются ждать, когда «безобразники», наконец, поумнеют, уймутся. Самые «боевые» переступают барьер противоправного, вступают в тяжелый и затяжной конфликт и со своими близкими и с обществом. Да, со многими детьми нелегко. Но ведь это всего лишь обычные «трудные» дети. Они требуют, а лучше сказать, так нуждаются в особенном отношении, в особом педагогическом подходе.

Неудобный, «тяжелый» подросток, конечно, не умрет, отрекись от него и семья, и школа, и все остальные. Опасность кроется в другом – в гибели человеческого в человеке. Поступая с детьми таким образом, близкие люди и должностные лица обрекают их на не менее страшную социальную смерть.

Наркомания, токсикомания, проституция, алкоголизм, утрата жизненной перспективы – вот и открыта дорога бывшему человеку на свалку, иногда не в переносном , а в прямом смысле. Сколько маленьких бомжей живут на вокзалах и городских свалках? Помочь им стать равноправными членами общества – вот задача, достойная любого общества, считающего себя цивилизованным.

[1] Девиантность и социальный контроль в России (XIX – XX вв.) : тенденции и социологическое осмысление. – Спб, 2000. Стр. 3.

[2]«Количественное измерение динамики и структурных характеристик процесса распространения наркотиков». http: // narkotiki.ru

[3] Жуховицкий Л. А. Открытое письмо к читателю. – М.: Педагогика, 1989.Стр. 15.

[4] «Социальная сфера Москвы в оценках населения столицы». http: // www.mos.ru

[5] «Социальная сфера Москвы в оценках населения столицы». http: // www.mos.ru.

[6] Там же.

[7] Жуховицкий Л. А. Открытое письмо к читателю. – М.: Педагогика, 1989.Стр. 104.

[8] Михайловская И. Б., Вершинина Г. В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. – М.: Просвещение, 1990.Стр. 47.

[9] Плоткин М. М. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей. / Педагогика. №1, 2000. Стр. 49.

[10] Материалы коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.05.1998 г.

[11] Жуховицкий Л. А. Открытое письмо к читателю. – М.: Педагогика, 1989. Стр. 77.