Психолого-педагогические основы включения школьника в предпринимательскую деятельность
Восприятие учебного материала во многом зависит не столько от воздействия на него, сколько от имеющейся у учащегося доминанты и /или стереотипов. И если ранее, в период всеобщего обязательного среднего образования, необходимость получения образования и давление среды заставляли многих учащихся попросту зазубривать неинтересный им материал, то теперь, когда опять же по данным ВЦИОМ из 100 респондентов в возрасте от 12 до 14 лет половина не видит смысла в продолжении обучения, необходимо формировать или корректировать доминанты учащихся с целью возбуждения их интереса к учебному процессу. Нельзя заставить учащихся учиться. Академик И.П.Павлов ввел термин "сшибка нервных процессов" - конфликт, возникающий в результате насилия над личностью, когда вопреки устоявшейся доминанте, человека принуждают к нежелательным для него действиям. Последствиями таких "сшибок" бывают неврозы, прогулы школы, употребление учащимися алкоголя и наркотиков.
На основе индивидуального подхода, выработанного А.С.Макаренко, применяя разработанный им метод "параллельного воздействия" (воздействия личности на коллектив и наоборот), опираясь на исследования А.А. Ухтомского и Л.С.Выготского, я пришел к выводу о необходимости разработки универсальной методики по организации предпринимательской деятельности на базе школьных мастерских.
Опять же вынужден сделать оговорку, что учителя технологии и предпринимательства в данном случае находятся в привилегированном положении по сравнению с преподавателями других дисциплин, так как наша профессия позволяет минимизировать время получения результата труда.