Возможные пути интеграции трудового обучения и предпринимательской деятельности в условиях школы.
По итогам ознакомления с учащимися, изучения их наклонностей, способностей и интересов преподаватель формирует из класса 3-4 бригады, если речь идет об изготовлении информационного стенда.
Преподаватель разъясняет учащимся порядок работы, называет предметы труда, рассказывает о предприятии, разместившем заказ на изготовление этих предметов труда. Учащиеся узнают о предприятиях, изготавливающих аналогичную продукцию, или проводят исследование рынка и поиск таких предприятий по заданию преподавателя.
В ходе опроса учащихся учитель узнает пожелания учащихся относительно вознаграждения которое они хотели бы получить за работу в школьных мастерских (выявляется доминанта, действия которой должно хватить на весь учебный процесс).
Стоимость выполненных работ должна быть сопоставима с запросами учащихся. Вариант расчета за поставленную школьной мастерской продукцию приведен в экономической части работы.
Учащимся разъясняется технология сборки и изготовления стенда, им предлагается самим предложить пути использования данной продукции, составить коммерческие предложения находящимся рядом со школой предприятиям и организациям, провести переговоры и т.д.
В качестве задания учащимся предлагается самостоятельно разработать и изготовить креления информационного стенда к стене.
Учет рабочего времени (посещаемость уроков) ведется в специальном журнале, где каждый ученик расписывается по приходу и убытию с урока, что позволит в дальнейшем объективно оценить участие каждого в производственном процессе. В первую очередь это важно для развития объективной самооценки учащегося.
Для целей настоящей работы рассмотрен урок, посвященный устройству и работе фрезерного станка. использование данный станка не является обязательным в изготовлении информационного стенда. Однако в познавательных целях преподаватель использует интерес учащегося, возникший к предмету труда и ожидаемым результатам, чтобы повысить качество знаний и усвоения материала о фрезерном станке. Данный прием считаю возможным использовать применительно ко всему оборудованию, инструментам и приспособлениям изучение которых предусмотрено школьной программой.
Цель урока:Ознакомление с устройством фрезерного станка, формирование навыков управления станком. Акцент на использование деталей, изготовленных на данном станке при сборке предметов труда.
Оборудование, инструмент и приспособления:
Горизонтально-фрезерный станок и принадлежности к нему, штангенциркуль, измерительная линейка, набор нормальных конусов.
Задание:
Выполнить упражнение по управлению станком, его настройке и установке фрез.
Указания к работе.Ознакомление с устройством станка:
определить модель станка, расшифровать ее;
найти основные части станка и объяснить их назначение;
измерить площадь стола в продольном и поперечном направлениях;
определить наибольшее расстояние от поверхности стола до оси шпинделя, для этого: опустить стол в крайнее нижнее положение, вставить в шпиндель станка оправку известного диаметра; измерить расстояние от поверхности стола до оправки (по перпендикуляру) и прибавить к полученной величине половину диаметра оправки;
определить величину хода стола в продольном и поперечном направлении, для этого, отвести продольный стол в крайне левое положение; нанести мелом черточку сбоку на продольном и поперечном столах станка; переместить продольный стол в крайнее левое положение; по сдвигу черточек измерить величину хода продольного стола; аналогично определить величину хода поперечного стола;
определить цены делений лимбов продольной, поперечной и вертикальной подач: установить лимб продольной подачи на нуль; нанести мелом черточку сбоку на продольном и поперечном столах станка; повернуть маховичок винта с лимбом на один оборот до совпадения нулевого деления лимба с риской; по сдвигу черточек измерить величину перемещения стола, которая должна быть равна шагу винта; разделить полученную величину на число делений лимба продольной подачи; аналогично определить цены делений лимбов поперечной и вертикальной подач;
пользуясь набором нормальных конусов, определить номер конуса шпинделя.
Упражнения по настройке станка:
настраивают определенную частоту вращения шпинделя, включают станок и наблюдают за его работой на заданном режиме вхолостую в течение 1 .2 мин; повторяют эти действия 2-3 раза, каждый раз устанавливая различные частоты вращения шпинделя;