Выдающийся советский психолог и педагог П.П. Блонский
Большое внимание уделял П.П.Блонский воспитанию активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения. Образование, говорил он, требует активного отношения к себе, и лучше не «получать», а «строить», «делать свое образование». В связи с этим сохраняют интерес его высказывания о стимулировании активной самостоятельной деятельности, развивающей познавательные способности. Являясь активным существом, ребенок, говорил Блонский, томится от безделья, неподвижности и пассивного созерцания. По своей природе он ищет знания. Ему надо оказать помощь в поисках материала для самостоятельной работы, чтобы эта тяга не оставалась без применения. Даже самая лучшая школа, отмечал Блонский, не может дать столько знаний, сколько нужно для жизни. Поэтому главная задача школы – выработать у детей желание и умение приобретать знания на протяжении всей жизни. Обучение в классе, по его словам, не в состоянии дать ученику такой багаж знаний, который избавил бы его от необходимости дальнейшего их приобретения. Человек не в силах сохранить в памяти те знания, которые он приобрел во время учебы. Вот почему одна из основных задач школы – вооружение учащихся умениями и навыками самообразования.
П.П.Блонский всегда был сторонником «активных методов» обучения, обеспечивающих высокое качество знаний. Старая школа, говорил он, строила работу не на мысли, а на памяти учащихся. Образование, которое давала она, не способствовало развитию самостоятельного мышления. В новой школе необходимо сделать учение интересным, увлекательным, удовлетворяющим интеллектуальные запросы школьников. Одним из таких методов он считал «исследовательский метод», который, по его мнению, способствует активному, критическому восприятию мыслей, воспитывает охоту и привычку к проверке общепринятых положений. Вместе с тем этот метод вооружает учащихся умением ориентироваться в окружающей действительности, способствует формированию у них творческих способностей и потребности к творчеству.
В своих работах П.П.Блонский много внимания уделял учителю. Он неоднократно подчеркивал необходимость воспитания и перевоспитания работников просвещения в духе идеологии пролетариата. Учитель, говорил он, должен принять активное участие в социалистическом изменении общественных отношений. Только марксист может быть педагогом социалистической трудовой школы. Назначение учителя – воспитывать людей, строящих новое общество. Он и организатор, активный строитель социалистического просвещения. Ученый настойчиво претворял в жизнь ленинское указание о том, что учительство должно слиться со всей борющейся массой трудящихся. Очень важно, подчеркивал он, чтобы учитель любил детей, был близок им, умел учить и воспитывать. Преподаватель должен знать возрастные особенности, психологию школьников и в соответствии с ними строить учебный процесс, использовать рациональную методику обучения и воспитания. Особенно нужно воспитателю умение пробуждать интерес к своему предмету, воздействовать на эмоциональную сферу, давать яркие образы, хорошо рассказывать. Учитель должен непрерывно совершенствовать свои знания и мастерство, и здесь, как подчеркивал Блонский, велика роль самообразования. Учитель, если он не учиться, не учитель; не надо спешить развивать детей, надо сначала развивать самих себя. Без самообразования, без творческого роста невозможно преподавать. В новой школе, подчеркивал Блонский, может работать лишь человек, знающий технику и современное производство.
В подготовке именно такого учителя П.П.Блонский принимал самое активное участие. В первоначальный период строительства советской школы он возглавил Академию социального воспитания. Отличительной чертой академии была тесная связь научной подготовки с практической деятельностью. «Когда-то мы с тов. П.П.Блонским, - писала Н.К.Крупская, - много думали о том, как надо воспитывать современного педагога, чтобы он знал производство, знал деревню и фабрику. Блонский завел в АКВ такой обычай, что студенты проводили I-ое полугодие на производстве… работали у станка. Это наложило печать на всю их работу».
П.П.Блонский был истинным патриотом, кристально честным советским ученым, который весь свой талант, полностью раскрывшийся после Великой Октябрьской революции, отдал служению коммунистическим идеалам. Он близок нам своими идеями, своим отношением к целому ряду теоретических и практических проблем советской школы. Его наследие может во многом быть использовано в нынешней педагогике, в воспитательной работе с подрастающим поколением, при организации психологических и педагогических исследований. Труды П.П.Блонского входят в золотой фонд советской психологии и педагогики.